Материал раздела Основной

Почему ваша компания может превратиться в финансовую пирамиду

Компании нужно считать не только деньги, но и обязательства. Если последние не контролировать, за новые обязательства придется расплачиваться деньгами от старых. А это прямой путь к банкротству, объясняет Александр Афанасьев («Нескучные финансы»)

Кажется, что бизнес — это только про деньги. Получение оплаты от клиентов, выплата зарплат сотрудникам, закупки у поставщиков, подсчет прибыли — все это происходит в деньгах. Но есть и другая сущность, которая оказывает решающее влияние на понимание финансового результата бизнеса. Речь об обязательствах.

Что такое обязательства

Обязательство — это обещание что-либо сделать. Пока не важно, где происходит действие: в обычной жизни или в бизнесе.

Компания А продала компании Б партию гитар. Теперь у компании А есть обязательство доставить товар покупателю, другими словами долг. Когда товар доставлен, обязательство выполнено. Больше никто никому ничего не должен.

Клиент заказал организацию свадьбы в ивент-агентстве. После подписания договора у агентства появилось обязательство устроить праздник. А после праздника у счастливых молодоженов возникло обязательство за эту услугу заплатить.

Важный момент: обязательство не зависит от того, когда именно поступит оплата: после подписания договора или после оказания услуги.

Например, компания поставляет клиенту ткани для отшива коллекции. Стороны подписывают договор, клиент переводит оплату, компания отгружает товар. Когда в данном случае можно считать обязательства выполненными? Ответ: когда компания поставила товар. До этого момента она лишь хранит деньги клиента на своем счету.

Если клиент платит после поставки, действует то же правило: отгрузили товар — выполнили обязательства. А деньги придут потом, это уже обязательство клиента.