Материал раздела Основной

Как развивать hard skills в финансово-экономической службе — кейс

Когда речь идет о развитии soft skills, с задачей справится HR-служба. Другой случай — hard skills, здесь руководителю лучше взять дело в свои руки. Своим опытом составления матрицы компетенций делится эксперт сервиса «Актион Кадры и HR»

Шаг 1. Подготовка

Матрица компетенций — это список навыков, необходимых сотруднику для работы, которые разделены по уровням сложности. Для каждого уровня прописаны конкретные задачи и действия, которые сотрудник должен выполнить, а также результаты, которые нужно продемонстрировать по окончании очередного этапа.

В первую очередь отвечаем на несколько вопросов.

  • Какие конкретные действия сотрудника влияют на его эффективность?
  • Как я могу научить сотрудника их выполнять?
  • Какой навык за ними стоит?
  • Какие навыки требуются в вашей компании для каждой роли и какой срок их освоения приемлем? Например, насколько хорошо аналитик логистики должен уметь анализировать работу интернет-магазина. Или что бухгалтер по основным средствам должен знать про регулярный платежный цикл.

Вы можете решить, что первый уровень компетенций в части платежного цикла предприятия нужен всем в финансовой команде для общего развития, но освоить его необходимо не сразу, а в первые полгода. А вот все последующие уровни этого навыка нужны только ответственному казначею и никому другому.

Следующий шаг — определить, какие навыки можно развивать, а какие должны быть в портфеле компетенций соискателя должности еще при найме на работу. Например, знание первичных документов и рисков неблагонадежных контрагентов можно сделать обязательным требованием к кандидатам. А вот конкретику о процессах компании новый сотрудник осваивает уже после трудоустройства.

Список тех навыков, которые взяты в качестве начальной точки при приеме на работу, становится калькой для собеседования по hard skills. Их проверяем на интервью или добавляем в первичное тестирование. Такую проверку может выполнить даже HR-специалист без вашего участия.

Деловая переписка: правила общения в мессенджерах и почте
Интенсивы 7 дней

Шаг 2. Составляем матрицу

Я предпочитаю разграничивать навыки бухгалтеров по участкам бухучета, а навыки аналитиков и контролеров — по ветвям бизнеса. Для казначейства ключом становятся бизнес-процессы, например обеспечение текущей ликвидности или анализ и снижение валютных рисков.

Опишу процесс создания модели на примере сотрудника казначейства. Возьмем процесс «Обслуживание регулярного платежного цикла».