РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

«Я и так все умею»: почему иерархия важна при обучении сотрудников

HR Исследования MIT Sloan Management Review
Обучение опытных сотрудников новым навыкам и технологиям часто доверяют молодым специалистам. Но такой эффективный, на первый взгляд, метод может обернуться полным провалом при трансформации бизнеса. Вот как этого избежать
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Популярность сложной аналитики, искусственного интеллекта и роботизации растет, а руководители компаний должны трансформировать свой бизнес под новые реалии. По данным Всемирного экономического форума, к 2022 году 54% работников придется перепрофилироваться.

Но руководителей, которые намерены сделать так, чтобы навыки работников поспевали за нынешним уровнем автоматизации и цифровизации, ждут трудные моменты. Внедрение новых технологий зачастую способно пошатнуть привычную иерархию, основанную на времени, проведенном в компании, должности или обладании определенными навыками — именно от этих факторов зависит уважение и почтение, которых удостаивается тот или иной сотрудник компании, а также то, как высоко другие оценивают его компетентность.

Нарушение существующей иерархии может препятствовать обучению. В особенности это может быть сложно для работников постарше, понимающих, что их подчиненные могут в большей степени выиграть от трансформации.

Ученые из Школы менеджмента Слоуна, больницы Масс Дженерал Бригам и Стэнфордской медицинской школы на протяжении двух лет изучали работу медицинских учреждений, руководители которых старались автоматизировать и диджитализировать работу организаций.

Специалисты обнаружили, что на первом этапе обучения трения между сотрудниками, которые изначально разбирались в новых технологиях, и их более старшими коллегами в итоге тормозили процесс преобразований. Молодые работники в большей степени выигрывали от трансформации, и это вызывало негативную реакцию, в особенности со стороны старших высокопоставленных коллег, чей статус подвергался сомнению.

Однако там, где руководители тщательно следили за существующей иерархией во время переквалификации, работники оказывались более успешны в приобретении новых навыков, а также улучшали свое критическое мышление и коммуникативные способности.