Материал раздела Основной

Корова за биткоины: как серф-городок в Сальвадоре перешел на криптовалюту

В небольшом серферском городке в Сальвадоре техноанархисты смогли перевести часть операций на биткоины. Bloomberg разбирался, как живет город без единого банка, где криптовалютой можно оплатить заказ в кафе или купить за нее корову
Фото: Cristina Baussan / Bloomberg Businessweek
Фото: Cristina Baussan / Bloomberg Businessweek

До того как настал черед душещипательных историй, темой, захватившей аудиторию, была инфляция. «Сейчас мы наблюдаем беспрецедентное увеличение денежной массы центральными банками, — говорит Джек Маллерс, вышагивая по сцене как проповедник, подогревающий свою аудиторию. — И это пугает».

Эта сцена напоминает лекцию TED в тропиках, которую проводит 27-летний идеально загорелый мужчина в худи, выглядящий так, будто его прибило к берегу после вечеринки в ночном клубе. Но речь о мероприятии «Биткоин 2021» — двухдневной неформальной конференция в Майами, которая проходит в начале июня. Чтобы в узком кругу обсудить будущее биткоина, здесь собрались 12 тыс. техноанархистов, банкиров с Уолл-стрит и интересующихся криптовалютами.

Маллерс, основатель стартапа по переводу денег в биткоинах под названием Strike, быстро переходит от инфляции и фарса Федеральной резервной системы к реальной и близкой всем теме — финансовой несправедливости в развивающихся странах. Он говорит, что в Сальвадоре, стране, которая два десятилетия назад отказалась от собственной валюты в пользу доллара США, 70% населения не охвачены банковскими услугами, а многие получают доход через денежные переводы, за которые вынуждены платить непомерные комиссии. В Сальвадоре, как рассказывает Маллерс, у людей не остается иного выбора, кроме как бежать из родной страны, вставая на путь преступности и насилия. «Но если отмотать назад, — говорит он, — если вы сможете решить проблему денег, вы сможете исправить мир».

Теперь наступает черед слезных речей. Маллерс срывающимся голосом объясняет, что именно поэтому он приехал в маленький городок в Сальвадоре на три месяца, чтобы помочь этим людям и одновременно открыть там свою компанию. «Я разговаривал с подростками, — говорит он, демонстрируя на большом экране свои фотографии с молодыми сальвадорцами. — Я сказал им: ребята, у нас есть кое-что. Биткоин уже здесь».