Материал раздела Основной
Сергей Кузин

«Дела у нас хуже есть куда»: как сообщать сотрудникам плохие новости

В 1987 году Chrysler оказался в центре скандала — стало известно, что счетчики километража в его машинах обнулялись перед продажей. Тогда главе компании Ли Якокке пришлось объяснять случившееся. Как он спас ситуацию? И как вообще сообщать плохие новости?
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Я до сих пор не забыл ощущение, с которым выходил к команде с новостями. Это было похоже на аттракцион: идешь в темную комнату и понимаешь, что там ничего хорошего. С годами я научился обходиться без фразы «у меня для вас пренеприятнейшее известие». Поделюсь своим опытом.

Чтобы понять, как готовить команду к плохим новостям, какие слова нельзя говорить, а какие стоит, предстоит сначала разобраться, почему нам так трудно сообщать известия. Не поверите, но проблема кроется в нашей ментальности.

Помню, как много лет назад я сообщал сотрудникам о повышении, но вместо радости встречал раздражение. Что уж говорить о случаях, когда у меня были по-настоящему пугающие новости — о расформировании отделов или о сокращении зарплат сотрудникам целого направления. Порой я сталкивался с открытой агрессий еще до того, как успевал сказать первую фразу.

Российская ментальность такова, что мы не ждем от изменений ничего хорошего. Если что-то меняется, мы пытаемся разглядеть подвох и опасаемся ухудшения своего положения.

Это значит, первое, о чем стоит позаботиться, сообщая сотрудникам новость, — сделать так, чтобы они были к ней готовы, и она не стала сенсацией. Второе — максимально снизить негативный контекст, чтобы быстрее выйти в конструктив.

Готовим революцию в кулуарах