Материал раздела Основной

Как помочь токсичному работнику стать эффективным — советы для лидеров

Издательство деловой литературы. В настоящий момент издательский портфель состоит из 23 журналов, затрагивающих темы маркетинга, менеджмента, управления финансами, персоналом и т.д.
Всех токсичных сотрудников стричь под одну гребенку — большая ошибка, считает эксперт ИД «Гребенников». И предлагает, вооружившись знанием об эффекте Даннинга-Крюгера, пару рекомендаций, как провести таких работников через самый опасный «пик глупости»
Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Все мы когда-либо сталкивались с негативным отношением со стороны коллег, членов семьи или друзей. Если вы постоянно ощущаете их негативный настрой — касается ли он изменений, других сотрудников, клиентов или ценностей — это всегда действует удручающе. Наша задача как лидеров — изменить такое положение вещей. Давайте начнем с определения токсичности.

Среди множества определений данного понятия нет правильных или неправильных. Для меня токсичный человек — это тот, который не разделяет и не уважает ценности компании/ команды.

Типы токсичного поведения

Рассмотрим самые распространенные типы токсичного поведения (в реальности их гораздо больше). Оно выражается в том, что человек:

  • неконструктивно критикует клиентов, сотрудников и руководство, а также саму компанию;
  • убежден в своем превосходстве и демонстрирует это при каждом удобном случае;
  • сплетничает о коллегах, руководстве или клиентах;
  • критикует и навешивает ярлыки, вместо того чтобы предлагать помощь;
  • пытается манипулировать людьми, отказывается брать на себя ответственность, избегает принятия решений, демонстрирует выученную беспомощность;
  • постоянно пререкается с руководством и членами команды;
  • демонстрирует враждебную позицию по отношению к новым идеям или изменениям («Это никогда не сработает!»);
  • сразу замечает ошибки других;
  • думает только о себе, ведет себя грубо и высокомерно.