Материал раздела Основной

Как разработать комплексную стратегию внедрения искусственного интеллекта

В мире — тысячи стартапов в сфере искусственного интеллекта. А компаний, которые активно применяют ИИ, — не более 5%. Руководители зачастую не знают, что и зачем внедрять. Александр Курчин (Cleverbots) — о том, как разработать цифровую стратегию

Сложно найти отрасль, в которой еще не используется искусственный интеллект. А тем более — ту, в которой он был бы бесполезен. По оценкам международной консалтинговой компании McKinsey, ежегодный экономический эффект от внедрения ИИ оценивается в $5,8 трлн. В мире ежегодно появляется более 3 тыс. новых ИИ-стартапов, а объем ежегодных инвестиций в эту отрасль в 2020 году составил $68 млрд.

Согласно данным совместного исследования BCG и MIT, лишь 5% компаний активно внедряют ИИ, 23% пилотируют один-два проекта. По словам участников исследования, основные ограничения для более активного внедрения — отсутствие стратегии (43%) и дефицит специализированных кадров (42%). Менее 25% участников указали, что не внедряют ИИ-технологии по техническим причинам. Это значит, что уровень технологий достаточно высок, а главная проблема — управленческая.

Подготовить бизнес к ИИ-трансформации и начать работать по ИИ-стратегии можно, пройдя три шага.

Шаг № 1. Формирование стратегического видения

Первый этап на пути к успешному внедрению искусственного интеллекта не имеет ничего общего с ним самим. Необходимо сформулировать ключевое направление роста компании (то есть акционерной стоимости) и подбирать ИИ-решения, которые будут способствовать развитию этого направления. Часто компании делают наоборот — внедряют ИИ-проекты в неприоритетных для бизнеса сферах, а затем удивляются низкому уровню возврата инвестиций (ROI).

Необходимо разделить бизнес на составные части цепочки ценностей: от закупок сырья до продаж и постпродажного обслуживания и определить стратегические зоны.