Материал раздела Основной

Чего хотят от сотрудников такие компании, как «Норникель» и «Русал»

Как привлекать молодые таланты на предприятия, которые находятся далеко за пределами столиц? На примере исследования горнодобывающей отрасли Odgers Berndtson показал, какие мировые практики позволяют бороться со старением кадров в промышленных отраслях
Фото: Лев Федосеев / ТАСС
Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Тренд 1. Молодых специалистов все сложнее привлекать в отрасль, а их ценности меняются

Рынок труда в горнодобывающей промышленности меняется. Эта тенденция характерна для предприятий отрасли по всему миру, она заставляет конкурировать в привлечении молодых талантов. По данным Mining Industry Human Resources Council, почти половина тех, кто работает в горнодобывающей промышленности в Канаде, старше 45 лет, а в ближайшие десять лет 60 тыс. человек выйдут на пенсию.

В России отрасль тоже стареет. Для молодежи она не так актуальна, как в советское время, когда работала система привлечения молодых кадров на предприятия. Сейчас компании делают это своими силами. Кроме того, появились новые отрасли экономики, где молодым работать приятнее, чем на сложных горнорудных производствах, отдаленных от крупных городов. Еще одна проблема ― система подготовки рабочих кадров в вузах не работает, и компании решают этот вопрос самостоятельно, договариваясь напрямую с образовательным учреждением.

Система привлечения кадров в российских горнодобывающих компаниях не так эффективна, как у зарубежных коллег. Одна из причин ― относительно молодой возраст отечественных компаний, пара десятков лет. В то же время канадские, австралийские, южноафриканские компании, такие как Anglo-American, Potash Corporation, BHP Billiton, существуют 60, 70 и более лет и у них есть выстроенные модели удержания талантов. Препятствием для развития такой системы в российских компаниях часто становится смена владельцев: с приходом нового руководства процессы обычно перекраиваются, в том числе алгоритмы привлечения специалистов.