Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 06.05.2021, 11:08

Чему российским стартапам стоит поучиться у индийских коллег

Пока мы с завистью смотрели на Кремниевую долину, Индия стала третьей по величине стартап-экосистемой в мире. Андрей Теребинин (Sistema Asia Fund), — о том, как индийские предприниматели справляются с провалами и с легкостью выходят на международный рынок
Фото: Brent Lewin / Bloomberg
Фото: Brent Lewin / Bloomberg

Целеустремленность и работоспособность

Уровень энергии и пассионарности в Индии абсолютно другой, не такой, как в России. В первую очередь это связано с демографической структурой общества: здесь очень много молодежи, средний возраст населения Индии составляет 26 лет, в то время как в России этот показатель, по данным Росстата, — 40 лет.

Пассионарность прежде всего проявляется в том, что здешняя молодежь готова «пахать», чтобы прорваться в «высшую лигу». Это сильно отличается от России, где, как показывают исследования, больше 2 млн молодых людей вообще не учатся и не работают.

Грамотных и амбициозных молодых людей в Индии очень много, что создает тот «питательный бульон», на котором и вырастают индийские «единороги». В итоге работающим здесь фондам есть из чего выбрать: по статистике, в Индии каждый час регистрируется новый стартап. Мы тут недавно прикинули: за пять лет работы в Индии мы отсмотрели более 500 стартапов, а инвестировали только в 12. Специфика Индии состоит еще в том, что из-за стремительного роста бизнеса и постоянного увеличения спроса со стороны потребителя в лице среднего класса «единороги» здесь вызревают быстрее, чем в Америке и Китае.