Материал раздела Основной

Как номинальные гендиректора «сдают» судам настоящих владельцев

По закону «О банкротстве», если номинальный директор выдаст суду истинного собственника и расскажет, куда тот спрятал активы, суд может снизить размер его ответственности по долгам или вовсе освободить от нее. Изучаем судебную практику — 5 кейсов

С начала 2021 года арбитражные суды России рассмотрели в делах о банкротстве 44 обособленных спора о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должников лиц (КДЛ), в которых ответчики заявили, что значились директорами и владельцами компаний лишь номинально, а на самом деле все решения принимал другой человек. В 31 случае метод сработал: суды отказали конкурсным управляющим в их требованиях к номиналам и ограничились взысканием непогашенных сумм с выявленных бенефициаров. В 13 случаях доводы ответчиков суды не убедили. Приводим наиболее интересные кейсы.

Кейс 1. Приняли и вышли

Совладельцы самарского ООО «Звезда» Игорь Козлов и Вадим Калинин 6 марта 2013 года на общем собрании решили взять в дело младшего партнера Леонида Грекова, увеличив в его пользу уставный капитал компании с 20 тыс. до 21 тыс. руб. Одновременно они приняли решение о переезде компании из Пензы в Уфу. А через три недели оба основателя компании объявили о своем решении выйти из бизнеса, и Греков своим единоличным решением «перераспределил» их доли самому себе и назначил себя руководителем «Звезды». Однако что-то пошло у него не так, потому что в декабре того же года в отношении компании было возбуждено дело о несостоятельности.