Материал раздела Основной

Есть ли у бизнеса будущее: три вопроса для стратегического планирования

Стратегическое планирование позволяет эффективнее задействовать внутренние ресурсы и согласовывать цели разных стейкхолдеров. Александр Андрианов (Высшая школа менеджмента СПбГУ) — о том, на какие вопросы следует ответить в процессе такого планирования

Стратегическое планирование начинается со стратегического позиционирования — и оно имеет принципиальнейшее значение. Такое позиционирование включает поиск идей для развития компании и определения факторов, влияющих на способность воплотить их в жизнь. В процессе позиционирования нужно ответить на несколько вопросов.

К чему мы стремимся и в каком направлении хотим развивать бизнес? Акционер — не всегда лучший стратег

Этот вопрос формирует представление о культуре, ценностях и ожиданиях как самой организации, так и ее основных заинтересованных сторон. Например, в чем состоят ожидания акционеров? Или готовы ли наши сотрудники участвовать в изменениях? 

Самая частая ошибка на этом этапе — недооценка степени влияния основных стейкхолдеров на организацию.

Под стейкхолдерами понимаются группы людей, заинтересованных в устойчивом развитии организации, — акционеры, сотрудники, менеджмент, клиенты, поставщики, органы власти, общество. Бывает, что на этом этапе организации сталкиваются с проблемой чрезмерного влияния акционеров на формирование стратегии. Акционеры авторитарно берут на себя решение основных маркетинговых, продуктовых и финансовых вопросов и тем самым препятствуют процессу стратегического планирования.

Интересен пример компании, которая, занимаясь стратегическим планированием, руководствовалась лишь волей акционеров и сформулировала свои цели без учета интересов основных стейкхолдеров.