РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Александр Тынянских

Индекс Адизеса: оптимизма у компаний меньше, чем во время карантина

Менеджмент Исследования Институт Адизеса
Все, что нужно было сделать для стабилизации ситуации, бизнес в России уже сделал. Компании осознали: новая трудная реальность — это надолго
Фото: Artens / Shutterstock
Фото: Artens / Shutterstock

Российские компании не ждут хороших времен. Чтобы удержаться на рынке, им придется повышать внутреннюю эффективность, дружить с государством, продолжать цифровизацию и работать над омниканальностью.

Совместное исследование международного Института Адизеса и РБК «Индекс Адизеса» проводилось с 16 июня по 14 июля 2020 года в формате онлайн-опроса. В нем приняли участие 114 владельцев и генеральных директоров компаний из 35 отраслей: от сферы услуг и розничной торговли до химической промышленности и охранного бизнеса (количество сотрудников от 1 тыс. до 20 тыс. человек). Исследование обращает внимание на то, как изменяется выручка, прибыль, клиентопоток, численность и вовлеченность персонала компаний. Индекс Адизеса является составным и включает в себя две части: индекс здоровья бизнеса и индекс оптимизма бизнеса. Первая часть (индекс здоровья бизнеса) определяется на основании ответов респондентов о факте изменения выручки, прибыли, клиентопотока, численности и вовлеченности персонала за прошедший период. Вторая часть (индекс оптимизма бизнеса) определяется на основании ответов респондентов о прогнозе перечисленных показателей в следующие три месяца. Значения каждой из двух частей индекса Адизеса могут быть следующими: «положительный», «нейтральный», «отрицательный». Очередной этап исследования был проведен в декабре 2020 года в формате онлайн-опроса.

В 2021 год компании вступили в сдержанном настроении. Индекс здоровья бизнеса — нейтрально-положительный, индекс оптимизма бизнеса — нейтральный.

Выручка

Выручка увеличилась чуть менее чем у половины (47,9%) опрошенных компаний, при этом у 22,9% компаний она снизилась. Прогноз на следующий период: половина компаний ожидает ее увеличения, почти треть — сохранения на текущем уровне.