РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Как передовые ретейлеры решают проблему дефицита кадров

HR Инструкции McKinsey
Ретейлерам стоит уже сейчас внедрять кадровую аналитику. Многие из них медлят с этим, думая, что это затратно, но на самом деле это инвестиции в рост производительности и дохода. McKinsey — о том, как первопроходцы используют кадровую аналитику
Фото: Dan Kitwood / Getty Images
Фото: Dan Kitwood / Getty Images

Чтобы укрепить свои конкурентные позиции в непростые времена и подготовиться к будущему росту, ведущие розничные компании по всему миру инвестируют в работу с данными и аналитику. Одна из функциональных областей, в которых многие игроки рынка ожидают наибольшей отдачи от этих инвестиций, — управление персоналом. Передовые компании начинают с комплексной диагностики персонала, чтобы ответить на следующие вопросы.

  1. Как такие тенденции, как автоматизация, постепенное изменение потребительских предпочтений и нехватка рабочей силы, повлияют на наш бизнес?
  2. Какие навыки в таких видах деятельности, как ручной труд, межличностное общение и использование технологий, необходимы нашей компании для роста?
  3. Какими навыками компания располагает сейчас?

Традиционным предприятиям розничной торговли крайне важно изучить должности сотрудников, работающих в торговых точках, и определить, каким образом эти должности создают полезную стоимость для компании.

Если рассматривать должности, обеспечивающие взаимодействие с покупателями, то некоторые из них приносят гораздо больше полезной стоимости, чем все остальные. Среди должностей, которые вносят большой вклад в создание полезной стоимости, можно упомянуть, например, следующие:

  • руководитель команды;
  • продавец-консультант, непосредственно взаимодействующий с клиентами;
  • эксперт, работающий в разных отделах, распространяющий знания и обучающий сотрудников использованию новых инструментов и подходов.

Розничные компании должны выявить такие должности и определить, какие навыки необходимы, для того чтобы сотрудники в них преуспели.

В большинстве случаев розничные компании обнаруживают несоответствие между теми навыками и ресурсами, которые необходимы для достижения успеха, и теми, которые у них имеются, — это касается как индивидуальных умений, так и количества ресурсов в целом. Поэтому ведущие компании принимают обоснованные решения о том, как устранить такое несоответствие, и применяют самые современные аналитические методы в следующих трех аспектах.

1. Развитие навыков существующих сотрудников: максимально повысить создаваемую сотрудниками полезную стоимость