Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 23.01.2021, 00:00

Сингапурский барон Мюнхгаузен: что погубило сервис доставки Honestbee

Стартап Honestbee нашел удачную модель: еду приобретает не равнодушный курьер, а «профессиональный покупатель», выбирающий самые свежие и качественные продукты. Грандиозному успеху компании помешали махинации ее основателя и траты на высокие технологии
Фото: Edgar Su / Reuters
Фото: Edgar Su / Reuters

В конце 2014 — начале 2015 года трое сингапурцев, Джоэл Санг, Айзек Тэй и Джонатан Лоу, запустили приложение, позволявшее делать покупки не совсем обычным образом: товары в магазине за клиента приобретал «профессиональный покупатель» — студент или любой человек, не имевший постоянной работы. Он передавал покупки курьерам, а те доставляли их примерно через час после размещения заказа. Модель, которая может показаться странной, выстрелила.

За взлетом пришло неожиданное падение: всего за несколько лет компания Honestbee («Честная пчела») прошла путь от мировой экспансии до распродажи мебели и обращения в суд за защитой от кредиторов. Как теперь утверждают ее представители, сооснователь и бывший CEO «Честной пчелы» Джоэл Санг использовал средства компании на личные нужды. Скандал оказался еще громче потому, что Санг был известен в Сингапуре как успешный инвестор. В 2014 году он стал партнером американской компании Formation 8, занимавшейся венчурными инвестициями. В сообщении компании говорилось, что он выпускник Гарварда, живущий то в Азии, то в регионе залива Сан-Франциско. Утверждалось, что он инвестировал в Xiaomi, Airbnb, Coursera, Facebook (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ), Uber и других гигантов. Сейчас его биография ставится под сомнение. Более того, в СМИ появилась информация, что Санг завоевал доверие азиатского бизнес-сообщества в том числе и тем, что выдавал себя за потомка китайского революционера Сунь Ятсена, чье имя чтут и в КНР, и на Тайване.