Материал раздела Основной

По острию ножа: чем дружба с Китаем опасна для немецкого автопрома

Вопреки противостоянию Пекина с Западом немецкие корпорации продолжают наращивать присутствие в Поднебесной. С китайцами лучше дружить, чем оказаться под их каблуком – уверены немцы. Но эта стратегия может дорого им обойтись
Фото: Christopher Furlong / Getty Images
Фото: Christopher Furlong / Getty Images

Девиз «политические перемены через торговлю», под которым долгое время развивались отношения Запада с авторитарными режимами, для многих развитых стран потерял актуальность: авторитарный режим в Китае при президенте Си Цзиньпине не только не ослаб, но укрепился.

Впрочем, это вовсе не мешает Карлу Хойскену, главе компании-производителя гидравлических насосов HAWE Hydraulik, верить в долгосрочный успех немецкой версии этой тактики — Wandel durch Handel («перемены через торговлю»). На Китай приходится около четверти выручки его компании, и этот показатель значительно вырастет, как только завод площадью 25 тыс. кв. м в городе Уси недалеко от Шанхая будет введен в эксплуатацию. С 1 января этого года инженер Е Цзян, работавший в компании с 1999 года, вошел в состав правления, став первым китайцем в совете директоров.

Куда заведет Volkswagen одержимость Илоном Маском
Автопром и дилеры Менеджмент Статьи

Многие немецкие руководители находятся в похожей ситуации. Товарооборот между ЕС и Китаем в период с 2000 по 2019 год вырос в восемь раз и составил € 560 млрд. Их них на Германию в 2019 году пришлось 37% — или € 206 млрд. Немецкий бизнес помог Китаю вытеснить США как главного торгового партнера ЕС за первые семь месяцев 2020 года. В период с января по сентябрь прошлого года доля Китая в немецком экспорте выросла на 1/8 в годовом исчислении и составила почти 8%. Кроме того, Китай — ключевой поставщик Германии, его доля в немецком импорте в прошлом году превысила 11%, хотя еще в 2019 году составляла менее 10%.