Материал раздела Основной

Как решать споры на расстоянии

Когда суды перегружены или закрыты из-за пандемии, разрешить коммерческие споры позволяет медиация. Причем в онлайн-формате. Как это работает, рассказывает Елена Сенина, основатель Центра медиации и эффективных переговоров Yes
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Немало компаний из-за пандемии оказываются в ситуации, когда либо они сами, либо их контрагенты срывают сроки поставок, задерживают платежи, в том числе арендные, вынужденно сокращают часть сотрудников, которые этим очень недовольны, и т.п. Это ведет к росту числа споров, которые нужно решать, но суды рассматривают только неотложные дела, сроки по всем другим откладываются на многие месяцы ожидания. И тогда бизнес вспоминает о медиации. Эту процедуру можно организовать в онлайн-формате. Как выясняется, в разгар пандемии она даже стала единственно возможным способом разрешения споров. Примеров, когда и как онлайн-медиация помогала компаниям, немало.

В этом году самое большое количество коммерческих конфликтов возникло в сфере event, после того как из-за пандемии мероприятия были отменены. Так, одно из event-агентств до начала событий заключило с крупным клиентом договоры на проведение серии мероприятий. После введения карантинных мер обе стороны понесли ущерб. При этом клиент не хотел портить себе репутацию судебными разбирательствами, а агентство требовало возмещения расходов. В их договоре была прописана так называемая медиативная оговорка. Это означало, что договаривающиеся стороны согласны на досудебное улаживание возможных конфликтов с помощью медиации.