Материал раздела Основной

Станислас Деан — РБК: «Люди с высшим образованием живут дольше»

Один из главных специалистов по обучению не верит в то, что учебу можно полностью перевести в онлайн, считает искусственный интеллект довольно глупым и советует не следовать примеру Цукерберга
Станислас Деан
Станислас Деан (Фото: из личного архива)

Кто такой Станислас Деан

Один из крупнейших европейских нейробиологов, президент Ученого совета по национальному образованию при Министерстве образования Франции — организации, которая помогает реформировать систему обучения в средней школе и университетах. Член Французской академии наук, иностранный член Национальной академии наук США и Американского философского общества. Перу Деана принадлежат такие научные бестселлеры, как «Познание через числа» и «Когнитивная нейробиология сознания». Недавно на русском языке вышла его книга «Как мы учимся. Почему мозг учится лучше, чем любая машина… пока».

«Университетское образование — лучшая система»

— Объем знаний о человеческом мозге заметно вырос за последние десятилетия, но многие методы обучения в школах и университетах не меняются вот уже сотни лет. Какую революцию в системе образования могут совершить знания о мозге?

— Предстоит долгий путь. Мы в Ученом совете по национальному образованию видим непочатый край работы. Первое направление — улучшить научную подготовку учителей. Педагогов до сих пор готовят в основном по работам Пиаже и Выготского, почти не рассказывая им о целой эпохе, которая была в науке после этих психологов. Другое направление — создать культуру экспериментов в образовании, чтобы педагоги могли проверять, какие методы работают, а какие — нет. В наши дни, перед тем как выпустить на рынок лекарства и вакцины, ученые тестируют их на людях. В XIX веке Клод Бернар из Коллеж де Франс (французский медик, основоположник эндокринологии. — РБК) начал проводить эксперименты на животных и людях, и это вызвало революцию в медицине. Точно то же должно произойти и с образованием. Нам нужно доказательное образование — по аналогии с доказательной медициной: методики обучения, которые опираются на современные данные когнитивных нейронаук.