Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 25.12.2020, 09:45

Каким оказался портрет малого бизнеса в 2020 году

Почти треть малых предприятий в РФ открывается в сфере ретейла. Средний возраст предпринимателей составляет 36–37 лет, а их бизнес живет пять лет. Алексей Шашкин, директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка — о портрете малого бизнеса в 2020 году
Фото: Daniel Pockett / Getty Images
Фото: Daniel Pockett / Getty Images

Пандемия коронавируса повлияла не только на действующий бизнес, но и на планы предпринимателей по открытию новых компаний. Например, в самый разгар режима самоизоляции — в апреле и мае 2020 года — количество новых регистраций бизнеса, по нашим подсчетам (30 тыс. и 38 тыс. соответственно), сократилось почти в 2,5–3 раза по сравнению с теми же периодами 2019 года (106 тыс. и 125 тыс.) и 2018 года (114 тыс. и 98 тыс.). С июля динамика начала восстанавливаться и вплоть до октября не столь критично отличалась от значений прошлых лет — ниже в пределах 15–20%.

Если же говорить, наоборот, про закрытие предприятий малого бизнеса, то показатели 2020 года выглядят более позитивно по сравнению с 2019 годом. За 10 месяцев этого года официально прекратили деятельность меньше предприятий, чем за аналогичный период прошлого года: на 10 и 22% соответственно по микро- и малым предприятиям. Это могло быть обусловлено двумя причинами: государственные меры поддержки, которые придали оптимизма предпринимателям в развитии своего бизнеса после снятия ограничительных мер; невозможность пройти все необходимые юридические и формальные процедуры для закрытия бизнеса в связи с тем, что в ряде регионов в период карантина налоговые органы были закрыты для приема посетителей.