РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Филадельфийская история: как «черная пятница» завоевала мир

Маркетинг Статьи Ipsos
«Черная пятница» 2020 года будет особенной: потребители ушли в онлайн, а у самой акции появились противники и конкуренты. Ipsos предлагает вспомнить, с чего все начиналось, и рассказывает историю главной предрождественской распродажи
Фото: Stephanie Keith / Getty Images
Фото: Stephanie Keith / Getty Images

Скромное начало

«Черную пятницу» впервые провели в Филадельфии 60 лет назад. До того как стать глобальным феноменом цифровой торговли, распродажа была однодневной и проходила в офлайн-магазинах на следующий день после Дня благодарения. С нее начинался сезон предрождественского шопинга. В 2005 году этот день впервые поставил рекорд по числу покупателей в магазинах США и с тех пор ни разу не сдавал позиций.

Новая география распродаж

«Черная пятница» вышла за пределы США в 2009 году, когда американские ретейлеры решили провести ее в Канаде под названием Vendredi Fou («сумасшедшая пятница»). Компания Amazon привезла американскую распродажу в Великобританию в 2010 году, но настоящую популярность там она завоевала лишь в 2013-м благодаря американскому магазину Asda, который принадлежал Walmart. Именно он перенес акцию в офлайн.

«Черная пятница» стремительно распространилась по всему миру благодаря цифровым технологиям. Американские ретейлеры быстро поняли, что могут заработать на ней в тех странах, где не присутствуют физически. Все, что нужно, — надежный цифровой канал сбыта и доступные цены на доставку.