Материал раздела Основной

Как контролировать достижение целей в кризис

Регина Гатауллина, менеджер группы продуктов Factory5 (входит в ГК Ctrl2GO), рассказывает, как производственной компании построить стратегическую модель долгосрочного планирования и контролировать достижение целей даже в условиях кризиса
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

В любом бизнесе важно думать наперед и просчитывать возможные сценарии развития событий, особенно в условиях быстро меняющегося рынка. Сейчас каждый руководитель задается вопросами.

  • Что будет дальше?
  • Что будет, если снова изменится курс валюты?
  • Сколько сотрудников потребуется нам дополнительно?
  • Необходимо ли провести сокращения?

Чтобы находить ответы на эти вопросы и просчитывать последствия своих решений, компании используют финансово-экономические модели. С помощью алгоритмов они воссоздают реальные экономические процессы, которые позволяют спрогнозировать развитие ситуации. По данным KPMG, в 2019 году половина опрошенных компаний составляла прогнозы примерно два раза в год, а в 2020-м расчеты — уже несколько раз в месяц. К тому же если раньше они проигрывали по три сценария в год, то сейчас — до 50.

О финансово-экономическом моделировании кратко

Среди всего многообразия моделей наиболее популярны три.

1. Бюджетная модель «снизу вверх»

Это модель комплексного бюджетирования, созданная на основе агрегации внутренних плановых данных со всех подразделений компании «снизу вверх».

Подобные модели могут учитывать различные макроэкономические показатели, параметры изменения потребительского спроса, финансовые (рентабельность, платежеспособность) и многие другие.

Чаще всего такие модели строятся раз в год или в квартал, чтобы рассчитать или уточнить бизнес-план компании на следующий календарный период. Обычно расчеты ведутся в системе корпоративного планирования или в Excel.

Этот процесс обязательный для всех компаний, но у него есть ряд насущных проблем. Среди них низкая скорость проведения расчета и сбора информации. На полное обновление бюджетного пакета по группе компаний уходит 30–55 рабочих дней. В лучшем случае можно успеть сделать около двух циклов для двух-трех сценариев в год.