«Канвас»: как построить бизнес-модель успешной компании
Бизнес-моделирование позволяет компании:
- Представить целостную картину функционирования бизнеса;
- Визуализировать влияние компонентов бизнес-модели на прибыль;
- Выявить новые потребности и потребительские сегменты;
- Выделить зоны развития и наметить мероприятия для их улучшения.
В середине 2000-х Александр Оствервальдер и Ив Пенье разработали подход к бизнес-моделированию под названием «Канвас». За 15 лет он превратился в универсальный инструмент стратегического управления, используемый компаниями во всем мире.
Бизнес-модель состоит из девяти взаимосвязанных блоков, описывающих логику бизнеса компании. Для раскрытия заложенных между блоками причинно-следственных связей их надо заполнить в такой очередности:
1. Потребительские сегменты
При разработке бизнес-модели отталкивайтесь от профиля клиента и отвечайте на вопросы:
- Какие группы клиентов мы планируем привлекать и обслуживать?
- Для кого мы формируем наше ценностное предложение?
- Кто наш выгодный клиент?
- С какими клиентами мы не работаем?
При описании сегментов учитывайте различия в их потребностях и запросах, маржинальности и чувствительности к изменению цены, способах взаимодействия с ними. Каждый сегмент требует отдельного ценностного предложения, а бизнес-модель может охватывать один или несколько потребительских сегментов, поэтому сделайте выбор: с какими сегментами вы будете работать, а от каких стоит отказаться.
Примеры сегментации в разрезах: