Материал раздела Основной

Схоронить как: почему no-code-проекты обрекли программистов на вымирание

Четверть века назад операционные системы избавили пользователей от необходимости учить языки программирования. Сейчас стартаперы и продакт-менеджеры экономят на разработчиках, собирая приложения из готовых шаблонов в специальных сервисах
Фото: Angel Garcia / Bloomberg
Фото: Angel Garcia / Bloomberg

В сентябре 2020 года сан-францисский стартап Airtable привлек $185 млн инвестиций, запустив магазин приложений и сервис автоматизации. Airtable — это платформа, которая помогает организовывать совместную работу, создавать таблицы, календари, галереи, чек-листы и другие офисные инструменты без каких-либо навыков программирования или управления базами данных. Пользователь собирает необходимый ему инструмент из готовых шаблонов. Сервис поддерживает интеграцию со множеством других приложений — Dropbox, Slack, GitHub и т.д. По словам создателя сервиса Хаули Лю, конечная цель Airtable — «превратить всех пользователей в разработчиков».

Airtable — яркий представитель популярного направления проектов no-code и low-code, позволяющих делать довольно сложные программы и приложения без знания языков программирования или с минимальным умением писать код. Пользователь просто собирает нужное ему решение из готовых блоков, которые можно адаптировать под его нужды. «No-code-платформы вообще не подразумевают использования программного кода: функции приложения ограничиваются возможностями визуальных конструкторов. Low-code-платформы позволяют создавать приложения с помощью визуальных средств разработки, но некоторая часть специфических функций все-таки кодируется», — поясняет Владимир Андреев, президент компании — разработчика low-code-платформы Docsvision. No-code- и low-code-платформы набирают популярность, поскольку позволяют делать сложные ИТ-продукты без привлечения разработчиков, тем самым существенно экономя. Особенно актуальна эта технология для стартапов, которые находятся на этапе проверки гипотез. «Сегодня на таких платформах можно запускать интернет-магазины, маркетплейсы и даже сервисы доставки. Делается это очень быстро: в течение недели можно запустить готовое решение», — поясняет Алексей Один, основатель сервиса автоматизированного найма продуктовых команд Skipp.