Материал раздела Основной

Тренд на справедливость: как компании используют PR для победы в суде

Как PR-сопровождение влияет на исход судебных споров? В каких каналах лучше всего его организовывать? И когда делу стоит придать огласку? Рассказывает Ирина Цветкова, основатель сервиса по финансированию споров Platforma по результатам исследования

Более 60% юристов и истцов считают, что PR-сопровождение положительно сказывается на исходе судебного спора. Самые эффективные каналы — СМИ, соцсети и Telegram-каналы.

Кто прибегает к судебному пиару

Судебный пиар (Litigation PR) — это управление коммуникациями в ходе юридического спора или судебного разбирательства. Его цель — создать правильный информационный фон вокруг определенной правовой позиции и добиться справедливости, которая без огласки была бы недостижима.

Заказчиками судебного пиара все чаще становятся не только отдельные граждане, но и компании, в частности те, чья деятельность находится под пристальным вниманием СМИ и общественности. Также к судебному пиару прибегают публичные компании, некоммерческие организации, профсоюзы, экологические движения, средний и малый бизнес.

Зачастую PR-сопровождение судебного спора — лакмусовая бумажка для ответчика, которая сигнализирует о том, что истец намерен пойти до конца.

Яркий пример Litigation PR в бизнес-среде — спор инвестиционной компании А1 с экс-совладельцем Внешпромбанка Георгием Беджамовым. При поиске зарубежных активов топ-менеджера была запущена мощная рекламная кампания, в которой обещали вознаграждение за информацию об активах. Реклама транслировалась в аэропортах Шереметьево и Внуково, а также в британских СМИ. Кроме того, по району Лондона, где жил Беджамов, ездил автомобиль, из которого звучало объявление о вознаграждении. По словам руководства А1, кампания произвела нужный эффект: ее организаторам удалось добиться цели — вывести дело в публичную плоскость и получить много новой информации об активах Беджамова.

Часто в огласке споров заинтересованы не только компании, но и физические лица.

Показательный пример действенности судебного пиара — иск участника олимпийской сборной России по фристайлу Марии Комиссаровой к клинике доктора Блюма. Первые заседания по делу прошли для спортсменки не очень удачно. Перелом произошел после того, как она появилась в программе «Человек и закон» и о случившемся начали писать СМИ. Дело взял под личный контроль глава Следственного комитета.

ТВ против блогеров

Исследование эффективности PR-сопровождения судебных споров, проведенное в апреле—июне 2020 года Platforma и BGP Litigation среди 200 юристов и истцов, подтвердило, что более 60% юристов и истцов уже использовали огласку в судебных разбирательствах и считают ее эффективной. Большинство (78%) участников опроса заявили, что PR-сопровождение повлияло на исход судебного спора.

Чаще всего участники опроса использовали несколько каналов продвижения.