Материал раздела Основной

Бестушный бизнес: зачем московские рестораны тестируют искусственное мясо

За время карантина интерес к растительному мясу вырос не только в США. Заказать бургеры и котлеты из сои и гороха можно уже в десятках московских ресторанов. Однако цена белкового «немяса» порой выше, чем у мраморной говядины
Фото: Welldone
Фото: Welldone

Заменители мяса, приготовленные на основе растительных белков, в частности соевые котлеты, — продукт далеко не новый. Однако после нескольких лет фальстартов они, кажется, начинают приживаться в ресторанной индустрии. Так, проект Welldone, получивший первые коммерческие образцы мяса лишь весной этого года, сейчас тестирует востребованность котлет, шницелей и шаурмы из своей продукции более чем в 20 московских ресторанах.

«В списке перспективных для нас продуктов растительное мясо оказалось под номером один, — рассказывает руководитель Welldone, сооснователь и директор бизнес-акселератора Mabius Александр Киселев. — В прошлом оно воспринималось как продукт для веганов и вегетарианцев. Но год назад мы увидели, что в США и Европе производители растительного мяса смогли заинтересовать им обычных потребителей и оно стало превращаться в продукт для массовой аудитории». По мнению Нодара Узарашвили, сооснователя мясных ресторанов Meat Coin и Мяsoet и компании-производителя мраморной говядины Мяsoet Meat Company, которая также занимается разработкой растительного мяса, изменение отношения связано с модой на здоровый образ жизни. «Люди стараются питаться правильно. Существует мнение, что мясо не очень полезно для здоровья, и многие пытаются исключить его из своего рациона и заменить растительными альтернативами», — считает Узарашвили.

Бизнес-акселератор для проектов в области пищевых продуктов Mabius, созданный в 2014 году совладельцем Нижегородского масложирового комбината Иваном Сидорком, занимается поиском и развитием фуд-стартапов. Команда акселератора помогает отлаживать бизнес-процессы, а также участвует в технологических разработках. «Мы внимательно следим, как мощно рынок альтернативного мяса растет в США, и в последний год он начал активно развиваться в России, — комментирует Сидорок. — В нашем понимании сейчас идеальное время для выхода на рынок нового бренда растительного мяса: раньше бы его никто не понял, через пять лет брендов в этой категории будет уже много. По нашему прогнозу, из очень нишевого продукта для зожников растительное мясо довольно скоро может стать базовым в потребительской корзине».

Год назад бизнес-акселератор начал искать на российском рынке стартапы, занимающиеся растительным мясом, но, по словам Киселева, не нашел команды с хорошей экспертизой. Зато у самого Mabius были лабораторная и экспериментальная базы, собственная R&D-команда и большой пул экспертов, которых можно было привлекать к решению отдельных задач. «Мы не могли упустить такую возможность и решили заняться этим проектом сами», — поясняет Киселев.