Материал раздела Основной

Токсичность — ложная и истинная: проверьте, опасен ли ваш коллектив

Распознать (и признать) токсичность в коллективе непросто. Часто за нее принимают совсем не то, чем она на самом деле является. Людмила Кислова, руководитель отдела по работе с персоналом KFC в России и СНГ, объясняет, как ее обнаружить и нейтрализовать
Фото: Damir Sagolj / Getty Images
Фото: Damir Sagolj / Getty Images

Рабочая среда всегда оказывает влияние на мотивацию и удовлетворенность сотрудников, а также на то, насколько продуктивно и эффективно они могут выполнять работу.

Ученым даже удалось подсчитать, насколько довольный сотрудник лучше выполняет обязанности. Например, согласно исследованию Уорикского университета, ощущение счастья и удовлетворенности увеличивает продуктивность работника на 12%.

В последнее время популярны темы токсичности и методов ее распознавания. Ее обсуждают и специалисты (психологи, социологи), и общество (в том числе рабочие коллективы). Неприятная атмосфера на работе — всегда риск негативных последствий для физического и ментального здоровья сотрудников. Регулярные болезни, бессонница, чувство постоянного напряжения, учащенное сердцебиение — это часто бывает следствием токсичной среды. Все это отрицательно влияет на рабочие показатели.

Однако распознать токсичность в жизни и на рабочем месте не всегда бывает просто. Порой вместе с интригами и манипуляциями токсичностью называют справедливое недовольство условиями труда или жалобы на непомерно высокую загрузку, тогда как заметить и вовремя помочь сотруднику — прямая обязанность руководства. Давайте разбираться.

Признаки токсичности на рабочем месте

  • Колкие замечания вместо конструктивной критики

Если конструктивная критика часто помогает сотруднику осознать и исправить свои недочеты, то колкости и грубость оказывают прямо противоположный эффект.

Принимать критику сложно, тем более если она преподносится в жесткой форме: мотивация сотрудника падает, он чувствует себя ненужным и несостоявшимся. Если грубость и жесткие замечания становятся нормой не только для одного человека, но и для коллектива в целом — страдают атмосфера и уровень мотивации во всей компании.