Материал раздела Основной

Неповоротливая доставка: как логистика пережила карантин

Во время самоизоляции нагрузка на курьерские службы доставки возросла. Порой покупателям приходилось ждать заказы по 5 дней вместо обещанных двух. Какие проблемы логистики обнажила пандемия, рассказывает Данил Шелехов, руководитель «Яндекс.Маршрутизации»
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Как логистика пережила карантин

Во время действия режима самоизоляции многие люди лишились возможности делать покупки офлайн, поэтому перешли в онлайн — увеличилась востребованность доставки. По прогнозу исследовательской компании Forrester Research, мировой рынок e-grocery должен был вырасти более чем вдвое к 2022 году, до $334 млрд со $150 млрд в 2017 году. Пандемия форсировала события — всего за две недели после ее начала около 80% активных пользователей интернета хотя бы раз купили что-то в интернет-магазине. Потребители вынужденно стали покупать онлайн больше категорий товаров — от продуктов питания до одежды и строительных инструментов.

Сервисы доставки и компании с собственной курьерской службой в марте—мае 2020 года столкнулись с непривычно большим количеством заказов. В частности, количество интернет-заказов у X5 Retail Group в апреле выросло в 4,7 раза по сравнению с тем же месяцем 2019 года, у Delivery Club — в три раза. До коронакризиса многие компании даже не задумывались об открытии своего интернет-магазина. Однако из-за повсеместных локдаунов всего за несколько недель вынуждены были перейти в онлайн. Коронавирус обеспечил рост выручки, но при этом выявил целый пласт проблем. В результате повышенного спроса время доставки сильно увеличилось, появились заградительные минимальные суммы заказов, а также наметилась необходимость в увеличении штата курьеров. Есть целый ряд причин, которые объясняют, почему службы доставки оказались не готовы к большому наплыву покупателей.

Тайм-менеджмент: как больше успевать и не выгореть
Интенсивы 5 дней

Причина № 1. Негибкие поставки

В начале пандемии заказов стало слишком много. Люди начали покупать продукты впрок и закупили товаров на 3,5 месяца вперед. Онлайн и офлайн-ретейлерам потребовалось срочно увеличить объемы поставок. Производители же не смогли одномоментно нарастить объемы производства и поставки продукции. Так, в марте многие ретейлеры отмечали высокий рост спроса на гречку, макароны, соль и консервы, а пользователи размещали в социальных сетях фотографии пустых магазинных полок. Очевидно, что производители не справлялись с тем, чтобы поставлять продукты питания в требуемом количестве. У ретейлеров ушло время на то, чтобы переформатировать поставки (в частности, изменить продуктовую матрицу под возросший спрос, отрегулировать ассортимент скоропортящихся продуктов, убрать из доступных товаров некоторые позиции по соображениям безопасности, например свежевыжатые соки и кофе), нанять дополнительных сотрудников и увеличить частоту пополнения полок супермаркетов.

Чтобы решить появившиеся проблемы, компаниям придется увеличивать складские мощности и развивать логистическую инфраструктуру. Будет расти спрос на фулфилмент-фабрики, которые отличаются от традиционных складов по своей сути: фабрики ориентированы на быстрый сбор и отгрузку большого количества заказов, а не на хранение товаров.

Отчасти проблему может решить также открытие dark store — магазинов-складов для обслуживания онлайн-заказов — и доставка товаров оттуда. Однако и такой подход лишь незначительно изменит ситуацию: при отсутствии товаров у поставщиков или на центральных складах быстро выстроить эффективную логистическую цепочку вряд ли получится.