Материал раздела Основной
Анастасия Дудко
Создание одежды ― это творчество, креатив, поиск и воплощение новых идей. Но дизайнеры не всегда знают, как защитить свои разработки от несанкционированного копирования. В сфере моды подобные попытки ― не редкость. Иногда они оборачиваются громкими разбирательствами.
Порой дизайнеры вдохновляются коллекциями прошлых лет. С одной стороны, мода циклична, и довольно часто идеи кутюрье спустя годы возвращаются на подиумы. С другой — иногда такие цитирования граничат с явным плагиатом.
Примером такого копирования можно назвать неоднократное «возрождение» свитера I’m a luxury, который впервые выпустил в 1980-х годах модный дом Blades of Saville Row. Свитер стал популярным после того, как в нем сфотографировали принцессу Диану. Позже модель была растиражирована как зарубежными, так и российскими брендами. В частности, свитер вошел в коллекции Walk of shame 2012 года и Product of limitation 2019–2020 годов.
Зачастую дизайнеры просто не обращают внимания на подобные заимствования. Но реплика изделия может попасть в масс-маркет. Там она продается по более низкой цене и приносит прибыль ретейлеру, в то время как автор идеи не получает никаких отчислений. Чтобы избежать этого, дизайнерам важно грамотно защищать свои права. Это позволит как изъять плагиат из продажи, так и получить компенсацию за незаконное копирование изделия.
Законом предусмотрены три способа защиты прав на дизайн одежды. Разберем полюсы и минусы каждого из них.
1. Авторское право
Согласно статье 1259 Гражданского кодекса, дизайн относится к объектам авторского права. Это касается и дизайна одежды.