Материал раздела Основной

Пожиратели бюджетов: как интернет-мошенники торгуют «мертвыми душами»

Алексей Фиошкин, основатель компании admon.ai, участник рабочей группы IAB Russia, о том, как компании тратят миллионы рублей на привлечение «мертвых душ», школьников и пользователей, которые сами направлялись на их официальные сайты
Фото: Tomohiro Ohsumi / Getty Images
Фото: Tomohiro Ohsumi / Getty Images

Отечественный рынок интернет-рекламы растет, несмотря на кризис. РАЭК прогнозирует, что по итогам 2020 года его объем достигнет 346 млрд руб. Динамику обеспечивает вынужденная миграция бизнеса в онлайн, спровоцированная коронавирусом и карантином. Однако зачастую компании увеличивают доходы мошенников: им может уходить до половины рекламных бюджетов. В той или иной степени от рекламного фрода страдают все компании, которые занимаются онлайн-продвижением. Проблема еще не нашла отражения в российском законодательстве, поэтому пока приходится решать ее самостоятельно. Ситуация усугубляется тем, что сотрудники компании часто не знают схемы мошенников или не заинтересованы в их выявлении. Фрод помогает им выполнить KPI по выручке с рекламных каналов и получить бонусы.

Какие виды фрода существуют

1. Бесплатный органический трафик за деньги

Российский банк из топ-10 платил 1 млн руб. в месяц за привлечение интернет-пользователей. Однако, как выяснилось, получал за эти деньги бесплатный органический трафик. На первый взгляд, отчетность не вызывала сомнений: пользователь переходил на сайт с ресурса партнера — тот получал за это оплату. Однако более тонкий анализ выявил, что перед этим пользователь вводил в поисковой строке название банка. Выше, чем официальная страница, в поиске выдавалась рекламная ссылка. Поэтому пользователь кликал на нее. Переход на официальный сайт банка засчитывался партнеру.

Посредник стал миллионером, банк не получил отдачи от рекламных затрат. Это пример использования контекстной рекламы на бренд.