Материал раздела Основной

Новые правила: как ретейлеры и их партнеры изменились на карантине

Во время пандемии поведение покупателей кардинально изменилось. Это заставило ретейлеров пересмотреть подходы к работе не только с ними, но и с поставщиками. Гендиректор «РСХБ Факторинг» Михаил Яценко — о том, по каким правилам теперь ведется игра
Фото: Эрик Романенко / ТАСС
Фото: Эрик Романенко / ТАСС

Правило № 1. Итерационность

На фоне вспышки коронавируса все участники рынка ретейла стали видны как на ладони. Каждый выбрал свою стратегию поведения, результаты которой ощутимы уже сейчас.

Устойчивые игроки изменили привычный итерационный подход к управлению и начали тестировать разнообразные продукты, не дожидаясь их доведения до идеала. Тестирование минимально возможной модели вкупе с обратной связью от покупателей привели к двум возможным вариантам исхода событий — убийству идеи или ее доработке.

Даже крупные игроки вроде X5 Retail Group оказались не готовы к такому шквалу заказов и столкнулись с острым недостатком складских мощностей и ограниченными возможностями сервиса.

Экстренные меры по изменению бизнес-процессов — регулирование минимальной суммы заказов, введение системы предоплаты и бесконтактной доставки, временное сокращение ассортимента — смогли сделать возможным обслуживание двух третьих заказов потребителей, но этого все равно было недостаточно. Тогда руководство ретейлера приняло стратегическое решение о досрочном открытии нового склада в Видном. 10 апреля склад был запущен на полную мощность и сегодня обрабатывает до 2 тыс. заказов в день. Открытие сопровождалось изменением всей инфраструктуры в ускоренном режиме: были увеличены штат ИТ-специалистов и транспортный парк.