Материал раздела Основной
Дмитрий Шушкин

Как изменились бизнес-процессы в ведущих отраслях после карантина

Вынужденная самоизоляция заставила всех, кто хотел сохранить бизнес, срочно заняться цифровизацией. Это сильно изменило бизнес-процессы в банках, продуктовом ретейле и промышленности. Какие стратегии позволили компаниям удержаться на плаву?

Банки: сохранить ключевых клиентов и точнее определять риски

Российский финансовый сектор, судя по всему, оказался готов к пандемии лучше западных коллег. Крупные игроки рынка уже давно перевели большинство повседневных операций (от открытия счета до оплаты ЖКХ) в онлайн и мобильные приложения. В этом смысле после пандемии мало что поменяется, разве что посетителей физических отделений станет еще меньше.

Впрочем, это не значит, что руководители банков могут расслабиться. По данным ЦБ на конец мая, за месяц самоизоляции прибыль российских банков сократилась почти в шесть раз. Объем потребкредитов в некоторых категориях (например, на автомобили, недвижимость, путешествия) упал на десятки процентов. В этой ситуации банки делают все возможное, чтобы удержать существующих клиентов, предлагая им индивидуальные продукты, специальные условия обслуживания и так далее. Особая сложность сейчас — спрогнозировать, какие корпоративные клиенты удержатся на плаву, в какие активы банку полезно инвестировать, а какие проекты принесут одни убытки.

В «мирной» жизни финансовые организации опирались на математические модели, построенные на исторических данных. В кризисных условиях большинство обученных моделей «летят в тартарары»: то, что было релевантным еще неделю назад, сегодня устаревает так же быстро, как мемы в интернете. Ощутимая часть бизнеса требует чуть ли не ручного управления. Среди прочего многие модели прогнозирования не позволяют достаточно точно оценить отток средств клиентов, а это уже ставит потенциально под угрозу ликвидность всего банка.

Что делают лидеры рынка