Материал раздела Основной
Андрей Павлов

Это хуже провала: какое посткоронавирусное будущее ждет обувной рынок РФ

Информация могла устареть. Дата публикации: 26.05.2020
После того как режим самоизоляции полностью отменят, обувной рынок еще не скоро оправится от кризиса. Бороться за выживание придется всем игрокам, а не только тем, кого особенно пугали введение онлайн-маркировки обуви и отмена ЕНВД
Фото: Allen Eyestone / Zuma / ТАСС
Фото: Allen Eyestone / Zuma / ТАСС

Прежде чем говорить о способах выхода из создавшегося форс-мажора, необходимо описать предпосылки, которые и без пандемии привели бы российский fashion-рынок к неизбежному падению. Долгие годы власти строили экономику торговли и услуг и по факту получили избыточную конкуренцию. В том числе и в обувном сегменте. Одно из недавних исследований РБК показало, что только в одном небольшом городе Иваново, где население живет небогато, работало 400 обувных магазинов. При этом половина из них торговала контрафактом. Зачистка рынка в любом случае началась бы с 1 июля 2020 года, когда станут обязательными маркировка обуви (согласно постановлению правительства от 5 июля 2019 года № 860) и отмена ЕНВД в обувной отрасли (в рамках Федерального закона 325-ФЗ от 29 сентября 2019 года). Но учитывая происходящее из-за коронавируса, она начнется быстрее. Для многих начинается очень сложный период выживания.

Это не провал, а форс-мажор

То, что кризис надвигается, ощущалось еще за несколько месяцев до его начала. В каждом новом микрорайоне открывались торговые центры (ТЦ). Торговых площадей становилось все больше. Собственники этих площадей часто не замечали, что проходят точку невозврата, так как доходы людей падали. Ретейлерам стало невыгодно арендовать магазины в каждом новом ТЦ. Да и сами покупатели частично ушли в онлайн. В 2019 году каждый новый торговый центр забирал покупателей у соседнего, объемы продаж и выручка арендаторов падали. После этого они либо начинали переговоры о снижении арендной платы, либо покидали ТЦ. Уход части арендаторов способствовал падению трафика в ТЦ, то есть у других его арендаторов, и процесс повторялся. Фактически, увеличивая объем предложения, владельцы ТЦ сами стимулировали падение спроса и стоимости аренды 1 кв. м.