Материал раздела Основной

Два режима: новые правила НДС для торговли в ЕС

Евросоюз меняет правила уплаты НДС для b2c онлайн-продаж. Для компаний из ЕС и импортеров из третьих стран созданы новые упрощенные налоговые режимы. Как это отразится на работе, рассказал Денис Храмкин, старший юрист Bryan Cave Leighton Paisner

Рынок e-commerce в Европе продолжает демонстрировать устойчивый рост. За 2019 год его общий объем оценивается более чем в €600 млрд. В последнее время и российские игроки все более активно начинают предпринимать попытки выхода на рынки стран Европейского союза. Например, недавно маркетплейс Wildberries решил запустить свой бизнес в Польше.

Планировалось, что 1 января 2021 года в Европейском союзе вступят в силу новые правила взимания НДС в отношении b2c онлайн-продаж товаров европейским потребителям. Однако на фоне новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Европейская комиссия на днях предложила перенести дату вступления новых правил на 1 июля 2021 года.

Предполагается, что новые правила позволят достичь сразу нескольких целей:

  • снизить административные барьеры для развития трансграничной электронной коммерции в Евросоюзе в рамках стратегии единого цифрового рынка;
  • предотвратить уклонение от уплаты НДС при импорте в ЕС товаров с незначительной стоимостью;
  • выровнять условия конкуренции на рынке ЕС для игроков из ЕС и третьих стран.

С одной стороны, новые правила упрощают требования к европейским поставщикам, которые проводят трансграничные b2c онлайн-продажи товаров внутри ЕС. Но, с другой стороны, дополнительная административная нагрузка в части сбора НДС с конечных потребителей товаров фактически переносится на электронные торговые площадки (маркетплейсы).

Новый режим для трансграничных продаж внутри ЕС