Материал раздела Основной

Как выбрать нишу для онлайн-школы

Мировой рынок EdTech к 2023 году достигнет объема $282,62 млрд, согласно исследованию EdMarket. Объем российского рынка по итогам 2019 года уже достиг 38,5 млрд руб. Как прийти на рынок онлайн-образования? Разберемся, как выбрать нишу и формат
Фото: Christopher Furlong / Getty Images
Фото: Christopher Furlong / Getty Images

Есть ли место на рынке онлайн-образования

Рынок онлайн-обучения давно привлекает гигантов, таких как «Яндекс» и Mail.ru Group, и нишевые школы. В России сегодня насчитывается около 2 тыс. онлайн-проектов. Но все эти организации — небольшая часть рынка, на котором пока нет монополистов. Это обусловлено тем, что сфера онлайн-образования отличается от других индустрий — ИT или потребительского рынка.

  1. Отличается сам продукт. Образование — это не просто услуга, развлечение или хобби. Главный товар онлайн-обучения –– специалисты, ликвидные на рынке труда. По завершении курса человек получает реальную профессию, специализацию или повышение квалификации. Он становится более востребованным специалистом, а это более долгий путь закрытия потребностей человека, чем покупка конкретного товара.
  2. Различается подход к созданию продукта. Крупные ИТ-компании не разрабатывают образовательные программы сами, а привлекают специалистов, каждый из которых отвечает за свой блок курса. Но такие приглашенные эксперты не погружены в методологию образовательного процесса, они не могут влиять на конечный результат. Больше на результат создания курса влияют планы, глобальные цели компании и внешние инвестиции. Небольшие компании или узкие специалисты, которые сами разрабатывают свои образовательные проекты, наоборот, уделяют много внимания деталям продукта. У них еще нет заработанной на других сервисах репутации или известного имени компании, поэтому в каждую деталь им нужно вложить больше усилий и ресурсов.
    Например, узкий эксперт в дизайне может сделать собственный курс лучше крупной ИT-компании, потому что:
  • у него есть сильная экспертиза и кейсы, на которых он может построить каркас программы;
  • он сам прошел путь от начинающего до эксперта, поэтому может дать студентам то, что будет действительно полезно на их пути;
  • он один отвечает за продукт, поэтому делает его как для себя.