Материал раздела Основной

Ицхак Адизес — РБК: «У россиян имидж очень хитрых людей»

Консультант по менеджменту с мировым именем рассказал РБК, почему российские компании не могут тягаться с зарубежными гигантами, отчего деньги не могут быть единственной мотивацией и зачем в советы директоров надо включать людей искусства
Ицхак Адизес
Ицхак Адизес (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Кто такой Ицхак Адизес

Основатель и CEO Института Адизеса, международной компании, специализирующейся на управлении преобразованиями (расположенна в Санта-Барбаре, Калифорния). Доктор Адизес руководил реализацией своей программы во многих компаниях — от стартапов до участников списка Fortune 100. Журнал Leadership Excellence включил доктора Адизеса в число 30 ведущих мыслителей по вопросам лидерства, а журнал Holmes Report в 2017 году назвал его в числе лидеров, лучше всего способных доносить до других информацию, мысли и чувства — наряду с папой римским Франциском, Ангелой Меркель и Далай-ламой. В 2019 году Ицхак Адизес был удостоен премии Международной академии менеджмента за достижения в профессиональной деятельности. Признавая его вклад в теорию и практику менеджмента, 21 университет в 11 странах присвоил Адизесу звание почетного доктора. 30 апреля Ицхак Адизес выступит на платформе Synergy.Online, разработанной для проведения цифрового аналога Synergy Global Forum.

«Россия может опередить Китай и Америку»

— В России есть сильные технологические компании, такие как «Яндекс», но они работают в основном на российском рынке — хотя тот же «Яндекс» и запустили раньше Google. Что делать российским технологическим компаниям, чтобы стать глобальными?

— Многие не понимают, что является главным активом, которым может обладать компания. Раньше думали, что сильнее тот, у кого нефть, газ, уголь. Сейчас многие считают, что важнее всего технологии. По-моему, все они ошибаются. Скрытая переменная, которую часто игнорируют, — это доверие. Вы не будете инвестировать в компанию, которой не доверяете, не будете вести с ней бизнес. Как говорит Уоррен Баффет, даже хороший бизнес с плохим партнером — это плохой бизнес. Россияне не пользуются доверием в мире, хотя все и признают, что они очень умны. У россиян имидж очень хитрых людей. Считается, что после того, как вы пожали им руку, надо пальцы у себя пересчитать. Вот американцам доверяют, поэтому все инвестируют в акции американских компаний. Поэтому доллар — мировая валюта. Но это не ваша вина. Русские — прекрасные люди. Романтичные. Посмотрите на музыку, поэзию. У русских есть ценности. Я был бы рад русскому другу.

— В чем же проблема?

— Проблема — в наследии Советского Союза. Коммунистический режим разрушил семью и отношения между людьми, чтобы никто никому не доверял и властям было легче все контролировать. Я родился в Югославии, и еще в 7-летнем возрасте меня учили, что я должен слушать, что говорят мои родители — и если они скажут что-то против Тито, то я должен сообщить об этом полиции. Ведь настоящий отец всех детей, как нас тогда учили — это Тито. Моего отца точно так же просили шпионить за его братом. Семейные отношения считались «буржуазными». И все это — ради контроля. Такая же культура до сих пор пронизывает Россию. Вам нужно освободить себя от советского наследия. Там были и прекрасные вещи, не поймите меня неправильно. Поэтому и существует ностальгия по тому времени. Но о плохом люди забывают. Я говорил с крупным российским бизнесменом, и он сказал мне, что не готов масштабировать свой бизнес дальше, поскольку опасается, что в таком случае какой-нибудь чиновник «отожмет» у него компанию. Видите, даже внутри России никакого доверия нет.

— Как российским компаниям добиться доверия со стороны иностранных партнеров?

— Это непростой вопрос. Изменения должны начаться сверху. Можно и снизу попытаться — Институт Адизеса в России этим и занимается, работая с компаниями. Но это происходит на микроуровне — по одной компании за раз. Если хотите добиться действительно серьезных результатов, начинать надо сверху. И никакое «Сколково» не может здесь быть решением. Вы без толку тратите на него много денег. Если положить вишенку на кучу дерьма, вишневого пирога не получится.