Как самоизоляция отразилась на выручке малого и среднего бизнеса
Падение составило до 80% в зависимости от отраслиСредний еженедельный оборот предприятий малого и среднего бизнеса снизился за три недели самоизоляции и нерабочих дней на 21% по сравнению с уровнями февраля-марта. Такие данные в своем исследовании (есть у РБК) приводят аналитики Тинькофф Банка, которые оценили входящие обороты малых и средних предприятий — клиентов банка с 30 марта, когда президентским указом была введена первая нерабочая неделя, по 19 апреля. Данные сравнивались со средними недельными оборотами в предыдущие два месяца. Аналогичную динамику фиксируют Сбербанк, Альфа-банк и «Уралсиб». Другие крупные банки, обслуживающие малый и средний бизнес, не предоставили данные.
- Наиболее сильное падение — на 28% — фиксировалось на первой неделе, с 30 марта по 5 апреля. Вторая неделя продемонстрировала падение на 19% относительно среднего оборота в феврале и марте, третья — на 16%. Это говорит о том, что малый и средний бизнес «довольно быстро смог адаптироваться к новым условиям и частично отыграть потери первой недели самоизоляции», отмечается в исследовании.
- На первой неделе падение оборотов в Москве и Московской области было чуть менее глубоким, чем в регионах, — 18% против 21%. Однако к концу третьей недели обороты немного увеличились, причем в регионах отскок был заметнее, чем в Москве и области (17% против 13%). Это объясняется разными запретительными мерами в зависимости от региона, указано в исследовании.
- По данным платежной аналитики корпоративно-инвестиционного бизнеса Сбербанка, в первые недели апреля объем входящих оборотов малого и среднего бизнеса сократился на 22% к уровням конца марта, рассказали РБК в пресс-службе банка. У клиентов Альфа-банка среди малого и среднего бизнеса наиболее сильно обороты упали в первую нерабочую неделю — на 25–30% по сравнению со средним уровнем за февраль—март, сообщили РБК в пресс-службе банка.
- «Уралсиб» в первые три нерабочие недели фиксирует снижение оборотов малых предприятий на 28%, причем основной удар пришелся на начало самоизоляции: в течение двух недель с 6 по 19 апреля обороты хоть и оставались ниже докризисных, но только на 15–20%.
О частичном оживлении малого бизнеса на второй неделе самоизоляции (с 6 по 12 апреля) ранее сообщил и оператор онлайн-касс «Эвотор». По данным компании, доля работающих в России малых и средних предприятий выросла с 39,5% на первой неделе до 44,4% на второй. Если в первую неделю после введения ограничений выручка малого и среднего бизнеса упала и составила 35,6% от показателей первой недели марта, то во вторую нерабочую неделю она поднялась до 44,3%.