Материал раздела Основной
Дмитрий Кибкало

Самое время для перемен: как сменить направление бизнеса во время кризиса

Многие компании смогут пережить этот коронакризис только после того, как развернут направление бизнеса в новое русло. Найти нужное направление поможет матрица инноваций, основанная на произошедших изменениях и потребностях клиентов. Как ее использовать?
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Рассмотрим пример из жизни. Один из моих бизнесов — футбольный клуб «Метеор». Это сеть футбольных школ, которая работает на базе общеобразовательных школ. Обучение детей футболу. Стартап в таком виде работает уже год, показал хороший рост. Но вот в одночасье выходит указ президента, школы закрывают, а вместе с ними и кружки для детей. Еще вчера мы обсуждали маркетинговую стратегию, а сегодня этот план можно положить на полку, потому что дети сидят на карантине.

Что делают в нормальной компании? Устраивают совещание, решают, как урезать расходы, как дотянуть до какого-то времени. Правда, никто не знает, сколько бизнесу придется «пережидать» в таком состоянии. Поэтому мы с партнерами на повестку дня поставили несколько вопросов:

  • Что мы можем предложить нашим клиентам — родителям?
  • Что мы можем сделать, чтобы наши тренеры продолжали получать доход?
  • Что мы можем сделать, чтобы компания стала богаче, сильнее за время кризиса и в итоге приросла?

Для того чтобы начать двигаться к решению всех вышеописанных вопросов, в первую очередь нужно определить потребности наших клиентов (родителей). Из основных можно выделить две — развитие детей и свободное время для самих родителей. Можем ли мы удовлетворять их другими способами, отличными от тех, что используем обычно? Оказывается, да. Расскажу о нескольких решениях, которые пришли в голову и которые мы уже тестируем.