Материал раздела Основной

Как ретейлеры США формируют товарные запасы и изменит ли это пандемия

Независимый член совета директоров в розничных компаниях «Джем» и CEO в Supplax Виктор Адамов рассказал о том, как пандемия встряхнула обычный ретейл
Фото: Christopher Furlong / Getty Images
Фото: Christopher Furlong / Getty Images

Как часто бывает, неприятности прилетели не только неожиданно, но и откуда не ждали, пишет Виктор Адамов в колонке на MarketMedia. Пандемия, последовавшие в ответ на чрезвычайные меры и покупательский ажиотаж существенно встряхнули американский ретейл. Еще две недели назад люди устремились в Costco и другие магазины скупать туалетную бумагу и питьевую воду. После того как с полок выгребли все запасы этих товаров, магазины на время вернулись в обычный режим работы (правда, уже без бумаги и воды), а несколько дней назад после объявления чрезвычайной ситуации на магазины пошла следующая волна — люди стали скупать продукты впрок, опустошая все полки. Несколько дней в магазинах было не протолкнуться, похоже, большинство готовится к концу света.

На различных профильных российских платформах тут же стали появляться заметки экспертов о несовершенности цепочки поставок американских ретейлеров, о неспособности регулировать спрос и формировать страховые запасы, и еще много чего можно узнать о недостатках в США, читая российские информационные площадки. После ознакомления с несколькими такими заметками я решил, что надо об этом написать и объяснить, почему происходит так, что при кажущемся изобилии товаров и насыщенности полок подавляющее большинство ретейлеров не могут полностью удовлетворить ажиотажный спрос, и почему это нормально.

Эффективность товарного запаса

Я писал какое-то время назад об особенности экономики США, о том, насколько финансовая и общая культура страны рациональна и ориентирована на прибыль. Важно также понимать, что в США, как нигде в мире, превалирует доля публичных компаний и финансовые показатели многих крупных игроков открыты для любого желающего и интересующегося. Таким образом, задача каждой компании на рынке демонстрировать лучшие результаты по сравнению с конкурентами с точки зрения дохода на акции, инвестируемый капитал или по крайней мере вести свою деятельность таким образом, чтобы инвесторы понимали, зачем они держат акции компании в своем портфеле.