Материал раздела Основной

Как ретейлеру защитить бизнес от коронавируса: чек-лист Bain

Позаботиться о здоровье сотрудников, отказаться от необязательных поездок, приостановить нестратегические инвеситционные проекты. Эксперты Bain подготовили подробную инструкцию для ретейлеров, что делать во время пандемии и после нее
Фото: Kevin Frayer / Getty Images
Фото: Kevin Frayer / Getty Images

Опыт Китая

В Китае коронавирус по-разному влиял на разные сегменты розницы. Бакалея столкнулась с волнами массовых закупок про запас и панической скупкой товаров ежедневного пользования, продуктов с долгим сроком хранения. Вырос объем покупок свежих продуктов, так как люди стали больше готовить дома. У ресторанов показатели упали, как только ввели требование социальной дистанции, чтобы снизить риск передачи вируса между людьми; резко вырос спрос на бесконтактные способы доставки в немногих заведениях, которые оставались открытыми. Продажи упали в категориях, не являющихся жизненно важными: косметика, одежда, электроника, предметы роскоши. Исследования Bain показали, что компании, занимающиеся розничной торговлей предметами роскоши, ожидали снижения продаж в материковом Китае на 60–95% к показателям прошлого года.

Покупатели стали быстрее уходить в онлайн-каналы. По мере нарастания кризиса 80% потребителей в Китае высказывали предпочтение онлайн-покупкам бакалейных товаров, однако только половина желающих могла делать такие покупки из-за дефицита предложения. Китайская розничная онлайн-компания JD.com заявила, что ее онлайн-продажи бакалеи в промежутке с конца января по начало февраля выросли на 215% к аналогичному периоду прошлого года.

Организация поставок стала огромным вызовом для большинства компаний. Работа центров производства и дистрибуции замедлилась или даже остановилась из-за того, что период выходных был продлен, а часть работников оказалась на карантине. Ограничения на передвижение затрудняли ввоз и вывоз продуктов в цепях поставок. Некоторые поставщики оказались не в состоянии обслуживать высокий спрос на товары первой необходимости; опустевшие в результате этого полки лишь усугубили панические закупки. Розница за пределами Китая тоже начинает сталкиваться с этим явлением.

Три стадии проникновения вируса на рынок

Стадия 1. Число зараженных невелико. Жизнь в целом идет как обычно, однако покупатели начинают запасаться товарами первой необходимости и сокращать расходы на остальное. Основной переменный фактор — настроение общества от «это всего лишь грипп» переходит к серьезной тревоге.
Стадия 2. Вирус широко распространился на рынке работы компании или на рынках поставок. Правительства принимают ограничительные меры: карантин, закрытие школ, общественных мест. Это ведет к дефициту трудовых ресурсов и значительным перекосам спроса и предложения, нарушениям розничных операций и логистических потоков.
Стадия 3. Восстановление — ситуация постепенно возвращается к новой норме. Конкурентные позиции и отношения с клиентами могут сильно измениться.

Чек-лист мер реагирования