Материал раздела Основной

Дешево не значит плохо: почему французы любят дискаунтеры

О том, как во Франции развивается формат дискаунтеров непродовольственных товаров и почему там нет понятия «дешевый»
Фото: Alexander Adams / Unsplash
Фото: Alexander Adams / Unsplash

В Европе не стыдно быть бедным. На волне социальных протестов во Франции неоднократно попадается тезис, что разница между уборщицей и депутатом заключается только в том, что второму просто больше повезло в жизни, пишет MarketMedia. И покупать дешевое не стыдно, более того, во французском языке даже слова такого нет: вместо «дешевый» говорят «хорошая цена» или «низкая цена». Еще французы любят рынки, причем больше ради самого процесса покупок. Наверное, все эти факты как-то оказали влияние на рост формата bazar&destockage (условно «базар и стоки» или «все подряд и дешево»). Но основную роль сыграло все-таки то, что владельцы «базаров» смогли создать себе новый имидж.

20% за пять лет

В магазинах формата bazar&destockage продают все — от геля для душа до надувного бассейна, а дальше — кто на чем хочет сделать акцент. Например, крупнейшие французские сети в этом сегменте — GiFi и Centrakor — на мебели и декоре (слоган GiFi — «идеи для гениев», компания называет свой формат deco bazar), La Foir'fouille — на товарах для праздников (все знают, где купить самые дешевые карнавальные костюмы), в сети Babou — большой по сравнению с другими отдел одежды и т.д. Как правило, у всех присутствует и небольшой отдел продуктов, но только спонтанного спроса — конфеты, кондитерские изделия, снеки.

Популярность этой категории магазинов за последние годы серьезно выросла. Согласно исследованию Xerfi в период с 2013 по 2018 год оборот девяти главных игроков этого рынка увеличился на 20%, лидерами роста стали французские сети GiFi — €1,4 млрд, Centrakor — около €750 млн, Stokomani — €500 млн, а также пришедшие из Голландии Action и Hema. Ожидается, что в ближайшие 2–3 года средний рост рынка составит не менее 8–10% в год.