Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 18.02.2020, 14:14

А доктор кто: парадоксы российского рынка психотерапевтических услуг

Вместе с публичной дискуссией вокруг психологической и психиатрической помощи в России начал формироваться и рынок соответствующих услуг. «РБК Стиль» разбирается, как он устроен
Фото: Humberto Chavez / Unsplash
Фото: Humberto Chavez / Unsplash

А есть ли рынок

Россияне все чаще интересуются темой психологического здоровья и обращаются к психологам, психотерапевтам и психиатрам. Однако объективно оценить, существует ли в России полноценный рынок психотерапии со всеми его атрибутами (спросом, предложением, конкуренцией), на самом деле достаточно сложно, говорит основательница сервиса по подбору психологов Alter Ольга Китаина. Не в последнюю очередь потому, что в России нет общепринятого мнения относительно того, кто такой психотерапевт, считает она.

Документально в России психотерапевтами имеют право называться врачи-психиатры, которые прошли ординатуру по психотерапии и могут как выписывать пациенту медикаменты, так и использовать в процессе лечения разговорные методики. Но в западной традиции психотерапевтами также считаются психологи-практики, получившие высшее психологическое образование и дополнительно отучившиеся на программах по разным видам терапии. Поскольку сегодня профессиональное сообщество стремится ориентироваться на европейский и американский подход, возникает путаница в понятиях.

«Отрасль психотерапевтических услуг в нашей стране практически не изучается, — комментирует Китаина. — Данные о психотерапевтах с психиатрическим бэкграундом еще худо-бедно собирают. Но большинство психологов работают вчерную, это абсолютно теневой рынок, и пока не совсем понятно, как его исследовать».

Выход в онлайн

Хотя многих специалистов клиенты по-прежнему находят по рекомендациям от знакомых, сейчас главным полем боя за клиентов практически в любой сфере становятся соцсети, и психотерапия не исключение. Аккаунты известных психологов и психотерапевтов читают сотни тысяч людей, некоторые из которых потом становятся клиентами авторов. Самым большим успехом у аудитории пользуются посты на тему карьерного успеха, личностного роста и любви к себе.