Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 17.12.2019, 17:55
Александр Ларьяновский

Кто в российском EdTech зарабатывает больше всего

EdTech в России — рынок молодой, на нем происходит много интересного и необъяснимого. Аналитики Skyeng рассмотрели данные по 137 EdTech компаний, в том числе 35 из списка крупнейших по версии РБК
Фото: Саид Царнаев / РИА Новости
Фото: Саид Царнаев / РИА Новости

Первые же результаты нас поразили. Оказалось, что больше всего компаний в России работают в секторе b2c — 68,6%. На втором месте b2b — 26% компаний, а на третьем — b2g, 7%. Это удивительно, поскольку средняя выручка в b2g втрое выше, чем в рознице, но ⅔ компаний все равно работают с частным обучением детей и взрослых.

Динамика выручки в 2017–2018 годы среди российских EdTech-компаний выглядит так: по абсолютным показателям b2c-сектор зарабатывает в 1.7 раза больше, чем b2b и b2g вместе взятые. Но по итогам 2018 года самая высокая средняя выручка на компанию в b2g — 207 млн руб. В b2b она составляет 64 млн руб, b2c — 79 млн руб.

В секторе b2c английский — самый быстрорастущий подсегмент. Стоит отметить и тот факт, что половина b2c-компаний ориентируется на обучение детей и школьников. Со всеми возрастами работает 12% компаний, а только взрослых учит 31%. При этом суммарная выручка компаний, ориентированных только на детей, невелика — в прошлом году они заработали 1.47 млрд руб., в то время как компании, работающие со взрослыми, — 2.1 млрд руб. Тем не менее оба сегмента выросли на 80–90%. При этом компании, которые обучают и детей, и взрослых, суммарно заработали больше всех — 2.57 млрд руб. в прошлом году — и их сегмент вырос по выручке на 126%. А вот учить студентов, как выяснилось, не так уж выгодно –– 680 млн руб. прибыли и 45% роста в этом сегменте не выглядят таким уж впечатляющим результатом.

Какие бизнес-модели EdTech работают в России?

EdTech в России развивается стремительно — рост превышает все прогнозы. Уже сейчас можно предположить, что по итогам этого года как минимум пять российских компаний перейдут границу выручки в 1 млрд руб. в год, а совокупный рост GMV отрасли будет двукратным.

Есть и другое неожиданное наблюдение. Оказалось, что обучение «мягким» навыкам и программированию в прошлом году росли одинаковыми темпами. Кажется, вопрос про физиков и лириков уже неактуален.