Чего хотят от нанимателей синие воротнички
Термин «синие воротнички» немного old school: в контексте цифровизации границы между синими и белыми воротничками размываются все сильнее. И тем не менее, лексема «синие воротнички» по-прежнему говорит о принадлежности к рабочему классу, одна из базовых характеристик которого — физическая работа и почасовая или другая сдельная оплата труда. Синие воротнички — это основа рынка рабочей силы. Об этом говорят цифры: по разным данным, численность трудоспособного населения России на 2019 год составляет 74–76 млн человек, при этом почти половина экономически активных граждан трудится именно на линейных позициях, то есть является массовым персоналом. В 28 массовых профессиях России сегодня занято 35 млн человек. Водители, грузчики, кассиры, охранники — самые востребованные линейные позиции в стране. Одних только водителей в России сегодня уже 7 млн, а по данным опроса ВЦИОМа, таксистами готовы подрабатывать 42% всех опрошенных.
В 2019 году на площадке «Авито Работа» выросли запросы на вакансии водителя, продавца, администратора, повара, сварщика, курьера и грузчика: в сравнении с 2018 годом люди ищут названные позиции на 10–20% чаще, и, что интересно, тренд продолжает набирать обороты ежемесячно. Чего же хотят синие воротнички? Как и все — стабильности, но с одной поправкой: у линейного персонала есть собственные представления о том, что такое стабильность.
Стабильность должна быть ежедневной
Для того, чтобы понять психологию требований синих воротничков, надо понимать, какие люди стоят за этим определением. Во-первых, граждане, занятые в массовых специальностях, как правило, сильно ограничены в сроках поиска работы — они варьируются от нескольких дней до нескольких недель, но никогда не превышают этого лимита. Почему? Потому что эти люди не имеют возможности долго искать работу, у них нет привычной другим соискателям финансовой подушки безопасности: работа синим воротничкам нужна здесь и сейчас. Стабильность для линейного персонала — это, в первую очередь, регулярность выплат зарплаты, еще точнее — ее ежедневная выплата. В 2019 году мы увидели рост количества запросов с ежедневными выплатами на 23%: пришел, отработал, в конце дня получил свои деньги — вот чего хочет линейный персонал сегодня.
Надо сказать, что работодатели стараются следовать этому тренду: уже практически во всех сегментах рынка находятся варианты вакансий, где заработная плата выплачивается ежедневно, например курьерам, таксистам, водителям, в том числе большегрузных автомобилей, или охранникам.
Тем не менее, все это не отменяет состояния постоянного активного поиска среди соискателей в массовых профессиях. По нашим данным, водители могут менять работу до семи раз в год, хотя бы раз в год меняют работу представители других линейных профессий. Основная причина банальна — желание получать больше денег. Даже выбрав работу, представители массовых профессий все равно остаются в состоянии активного поиска, откликаясь на более интересные и лучше оплачиваемые предложения других компаний. Решающим фактором для смены работы может стать совсем небольшая прибавка к зарплате: в разных регионах России цифра колеблется от 500 до 2000 руб.
Близость к дому, гибкий график и удаленка
Близость работы к месту проживания — фактор, следующий сразу после размера зарплаты в списке требований синих воротничков. Этот тренд особенно ярко выражен в мегаполисах, где люди не хотят тратить время и деньги на проезд, и среди женской аудитории: близость работы к дому, детскому саду или школе чаще важна именно для женщин. Массовые позиции с гибким графиком популярны у молодых: рост интереса к рабочим специальностям связан с возможностью зарабатывать, оставаясь при этом «свободным». Полную занятость на площадке предлагают сейчас только чуть более 50% работодателей, остальные 50% ищут персонал на свободный, сменный график, работу вахтовым методом, удаленную работу. С последним пунктом также связаны интересные наблюдения: типичный пример удаленки среди массового персонала — это работа в call-центрах.
Сегодня банки и крупные компании набирают в call-центры сотрудников, работающих из дома. Формат удаленной работы выгоден работодателям: не требуются дополнительные офисные помещения и инфраструктура для сотрудников. Современные компании быстро реагируют на изменения картины мира, трансформирующегося во многом под воздействием sharing economy: не используем свое, занимаем и делимся.
Говоря о возможности удаленной работы для линейного персонала, нельзя не сказать о социальной ответственности бизнеса и значимости удаленной работы для молодых матерей в декрете, инвалидов, людей с ограниченными возможностями, то есть для тех, кому не доступны иные формы занятости.
Влияние цифровизации делает удаленную работу все более доступной. Так, наличие смартфона с выходом в интернет крайне важно для любой массовой профессии. Легко представить себе бухгалтера или композитора со старым кнопочным телефоном, но для водителя или курьера абсолютно необходим доступ к приложениям для поиска заказов.
Конкуренция среди ретейлеров
Именно ретейлу требуется сегодня больше всего массовых сотрудников, в рознице особенно высока конкуренция за линейный персонал. Так, большинство вакансий на популярных джоббордах размещено от «Пятерочки» Х5 Retail Group, а также сетей «Дикси», «Магнит» и O'STIN. Причем «Магнит» и X5 Retail Group — крупнейшие наниматели в России: 300 тыс. сотрудников у первого и 280 тыс. у второго. Мы объясняем усиление конкуренции тем, что бизнес пришел к пониманию: найти хороших сотрудников становится труднее, стоимость найма растет. И если раньше работодатели закрывали глаза на текучку кадров, то сейчас все больше компаний стремятся ее снизить, обеспечить должный уровень оплаты труда. Вот опыт сети «Магнолия»: сеть супермаркетов охотно принимает на работу бывших сотрудников, так как это выгодно — люди уже однажды проходили первичный инструктаж, знают требования и правила, а значит, компания экономит на адаптации и обучении персонала. Стремление уменьшить сменяемость кадров в силу ее невыгодности — явный тренд сегодняшнего дня.
Тренд на удержание сотрудников
Работодатели начали уделять внимание карьерному росту линейных сотрудников: в приоритете обучение, адаптация и формирование кадрового резерва. По данным «Авито Работа», более 70% представителей среднего и крупного бизнеса проводят первичный инструктаж массового персонала, более 65% вводят систему адаптации, более 77% оплачивают обучение своих сотрудников, у половины респондентов обучение персонала является обязательным. Хорошим способом удержания сотрудников сегодня стала надбавка за выслугу лет: ее, к примеру, предоставляют массовому персоналу в сети «Лента». Такой подход действительно позволяет снизить текучку кадров: чем дольше работает сотрудник, тем больше он получает.
Бизнес все чаще вкладывает деньги в развитие соискателей в сегменте массового персонала, но становится при этом разборчивее при отборе кандидатов. Такой подход в целом меняет привычный алгоритм найма линейного персонала, работодатели все чаще ищут универсальных специалистов.
Изменения, происходящие в сегменте массового персонала, вполне закономерны. С одной стороны, соискатели получают все больше инструментов для поиска работы, а вместе с ними и возможность сравнивать и выбирать лучшее сообразно своим критериями. Доступность приложений, сервисов, джоббордов и цифровизация в целом сокращают расстояние между соискателями и работодателями, которые также оптимизируют процессы найма и экономическую эффективность в условиях обширного предложения соискателей. Но несмотря на изменения рынка и рост возможностей и взаимных требований с обеих сторон, синие воротнички были, остаются и будут наиболее востребованной категорией на рынке рабочей силы.