Материал раздела Основной

Как корпорации доверили все на свете хиппи-программистам

Большинство программ в мире работает на коде, бесплатно созданном разработчиками-любителями. Открытое программное обеспечение, которое когда-то называли «раковой опухолью», теперь используют крупнейшие корпорации, многие из которых серьезно рискуют
Гендиректор GitHub Нэт Фридман
Гендиректор GitHub Нэт Фридман (Фото: Guy Martin / Bloomberg Businessweek)

Последний оплот цивилизации на подступах к полярному кругу — это архипелаг Шпицберген, расположенный к северу от материковой Норвегии. Большая часть Шпицбергена занята уже закрывшимися старыми российскими и норвежскими угольными шахтами. Теперь же белоснежные просторы привлекают в основном ученых и тех, кто готовится к концу света. По условиям специального соглашения Шпицберген должен оставаться нейтральной территорией, даже если начнется война. Кажется, это в какой-то степени гарантирует, что его не коснутся проблемы остального мира. Другими словами, это идеальное место, чтобы спрятать здесь своего рода «кнопку перезапуска». Или даже две.

Одна из главных местных достопримечательностей — Всемирное семенохранилище, где семена самых разных растений (в том числе и очень важных для человека) собраны на случай глобальной пандемии или ядерного апокалипсиса. Больше всего семенохранилище напоминает объект из фантастического фильма: вход представляет собой треугольный обелиск, который возвышается над белоснежными просторами, поблескивая зелеными огоньками.

Фото:Guy Martin / Bloomberg Businessweek
Фото: Guy Martin / Bloomberg Businessweek

Но Нэт Фридман приехал сюда вовсе не за постапокалиптической эстетикой. Высокий стройный 42-летний генеральный директор GitHub (крупнейшего в мире хранилища кода, принадлежащего Microsoft) запрыгивает в фургон и направляется к заброшенной угольной шахте в 15 минутах езды от его отеля. На месте он надевает каску со специальным фонариком. В одном из отдаленных уголков шахты он подходит к предмету, больше напоминающему огромный ящик для инструментов. Это Архив арктического мира — менее знаменитый сородич Всемирного семенохранилища. При помощи cамого обычного ключа Фридман открывает дверь, за которой хранится большая часть открытого программного обеспечения, имеющегося в мире. Обычные серверы и флеш-накопители не очень подходят для таких целей, так что данные хранятся на штуковинах, напоминающих бобины из старых фильмов, — каждая из них весит около пары фунтов и упакована в белый пластиковый контейнер размером с коробку из-под пиццы. По сути, это микроформа (документ на пленочном носителе). Те, кому посчастливится выжить после масштабной катастрофы, смогут при помощи увеличительного стекла разглядеть записанные на бобинах данные, будь то картинки, текст или строчки кода. Норвежская компания Piql изготовила специальную износостойкую пленку с напылением из оксида железа. В Piql уверяют, что в обычных условиях она может храниться около 750 лет, а в холодной и сухой пещере, где понижено содержание кислорода, пролежит и два тысячелетия.