Материал раздела Основной
Иван Котов и Дмитрий Погорельский

Пятилетки 2.0: как работает категорийная стратегия

Продуманная категорийная стратегия может сэкономить компаниям миллиарды рублей. Эксперты BCG рассказывают, зачем обсуждать стратегию закупок со всеми подразделениями компании и как создать долгосрочный план по каждой категории товаров и услуг

Как категорийные стратегии увеличивают эффективность закупок

Категория — взаимосвязанные или взаимозаменяемые товары и услуги, которые отвечают схожим потребительским потребностям и обладают схожим закупочным процессом.

Цель категорийной стратегии — сформировать условия соглашений с подрядчиками и механизмы работы с ними. Стратегия фиксирует цель компании по экономии, набор рычагов по достижению этой цели и «дорожную карту» по реализации необходимых шагов.

Если поставщики не подводят, уровень закупочных цен выглядит конкурентным, а внутренние потребители не жалуются на качество поставляемых товаров и услуг, считается, что команда закупщиков работает эффективно. Однако по-настоящему эффективное управление закупками предполагает, что у каждой категории есть своя долгосрочная стратегия, разработанная межфункциональной командой с участием всех заинтересованных сторон.

Преимущество такого подхода:

  • максимальная оптимизация затрат;
  • снижение ценовых рисков и рисков поставщика;
  • возможность принимать решения, учитывая интересы всех заинтересованных сторон;
  • открытость корпорации к новым решениям и технологиям.

Категорийная стратегия — с чего начать

Чтобы снабжать крупную организацию, необходимо управлять десятками отдельных категорий товаров и услуг для различных структурных подразделений. При этом менеджмент чаще всего слабо представляет, насколько эффективно можно управлять отдельными категориями с точки зрения бизнеса в целом. Чтобы сделать это представление более конкретным и повысить эффективность работы, нужно задать себе несколько вопросов.

  • Существует ли детализированная стратегия закупок отдельно по каждой категории и какой у нее горизонт планирования? Большинство категорийных менеджеров, скорее всего, ответят, что такая стратегия есть, но на деле окажется, что она предусматривает план действий в лучшем случае на ближайшие шесть месяцев.