Материал раздела Основной
Денис Беляев и Александр Волынец

Как регулируется робототехника в России

О том, как заработать на робототехнике, не нарушая при этом закон, на примере беспилотных автомобилей, экзоскелетов и дронов

В течение последних 5–10 лет в сфере робототехники произошло немало впечатляющих событий. К примеру, появление человекоподобного робота Софии или беспилотных автомобилей на дорогах. Объем инвестиций в робототехнику также поражает: по данным СМИ, в 2018 году абсолютный лидер в этом направлении — Китай — с инвестициями в $5,8 млрд в робототехнику и ИИ.

Инвестиции в данный сектор продолжают расти быстрыми темпами. Общая сумма десяти самых крупных сделок в сфере робототехники в 2018 году превысила $11,5 млрд. Для сравнения: десять крупнейших сделок, совершенных в 2017 году, в совокупности составили $700,6 млн (рост более чем в 16 раз). Поэтому научные достижения вполне естественно «стремятся» к монетизации, что, в свою очередь, оставляет немало практических вопросов, как заработать на продукте из сферы робототехники, не нарушив закон и защитив свою идею на рынке?

На данный момент в России не принято ни одного специального нормативно-правового акта, регулирующего сферу робототехники и ИИ. Согласно одной из теорий в юриспруденции, сперва возникают отношения, которые требуют регулирования, а лишь затем создаются нормы, регулирующие эти отношения. Мы попытаемся рассмотреть наиболее практически ценные, на наш взгляд, направления в робототехнике и ИИ, продукты которых уже сегодня представляют собой коммерческую ценность, и регулирование которых, вероятнее всего, появится в первую очередь в РФ в ближайшем будущем.

Высокоавтоматизированный и беспилотный транспорт

Автомобильная промышленность — один из основных потребителей продуктов сферы робототехники и ИИ. Она потребляет почти 2/3 всех выпускаемых в мире промышленных роботов, а также различных «умных» систем. Еще в далеком 2014 году в Швеции автомобильный концерн Volvo начал реализовывать проект «Drive Me», выпустив беспилотные транспортные средства на дороги шведского города Гётеборга. Были ли внесены изменения в законодательство для этого? Нет. Volvo, используя свою позицию одного из главных «двигателей экономики» страны, заключил соглашение с местной администрацией, разрешающее данные испытания.

Отечественный автомобильный производитель «КамАЗ» пошел по тому же пути, проведя испытания беспилотных «КамАЗов» на отдаленных участках автомобильных дорог. Впоследствии «Яндекс» проводил испытания беспилотников. Но все вышеперечисленное носит статус исключительно испытаний и беспилотное транспортное средство не может сейчас двигаться по дорогам в РФ в рамках действующего законодательства.

В настоящее время регулирование высокоавтоматизированного и беспилотного транспорта существует в 13 странах мира, в число которых попадают США, Китай, Великобритания и другие. Например, в США, ориентировочно в половине штатов, движение высокоавтоматизированных и/или беспилотных транспортных средств по дорогам общего пользования является правомерным. В Калифорнии, однако, высокоавтоматизированный автомобиль должен соответствовать ряду требований, чтобы, не нарушая закон, выехать на дорогу. Он также должен быть оборудованным визуальным индикатором автономного режима управления, системой оповещения об отказе автономного режима управления, ручным управлением (с тем чтобы водитель имел возможность взять управление в свои руки в случае отказа автономной системы), бортовым самописцем. Во Флориде требования «мягче», тем не менее, в части необходимых технических атрибутов высокоавтоматизированного авто они схожи с калифорнийскими.

Прежде чем перейти к рассмотрению регулирования в России, важно понимать различие между беспилотным и высокоавтоматизированным автомобилем. Первый представляет собой робота, который не предусматривает нахождение в салоне человека (возможно лишь частичное дистанционное управление). Высокоавтоматизированный автомобиль с виду представляет собой обычный автомобиль, управляемый человеком, в котором, однако, присутствует система, именуемая «автопилотом», способная самостоятельно управлять автомобилем.

Проблема

Венская конвенция «О дорожном движении» 1968 года (применяется в РФ) устанавливает, что каждое транспортное средство должно иметь водителя. Возникает вопрос: что такое транспортное средство? Транспортное средство — соответствующее необходимым требованиям устройство, зарегистрированное в установленном порядке и таким образом допущенное к движению по дороге, другими словами — весь авто- и мототранспорт, который мы ежедневно видим на дороге. Это означает, что любое транспортное средство должно соответствовать требованиям, применимым к классу, к которому относится данное транспортное средство. Так, технические требования законодательства РФ к транспортным средствам предписывают иметь рулевое управление у каждого транспортного средства, а также, в продолжение норм Венской конвенции, место для водителя, иначе оно будет признано не соответствующим требованиям и не будет допущено к движению по дорогам.

Однако, что такое дорога? Возможно, понятие «дорога» не так всеобъемлюще, и можно «обойти закон»? Согласно законодательству РФ, дорога — это обустроенная или приспособленная для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. На практике, под данное описание попадает все, где в принципе физически может двигаться среднестатистический легковой автомобиль.