Материал раздела Основной

Глава Danone — РБК: «Через поколение земля перестанет быть плодородной»

Председатель совета директоров Danone Эммануэль Фабер рассказал РБК о рисках для мирового сельского хозяйства, неизбежном сокращении доли мяса и молока в рационе питания и изменениях в продуктовой линейке Danone
Эммануэль Фабер
Эммануэль Фабер (Фото: Pascal Rossignol / Reuters)

«Современные техники приводят к истощению земли»

— В этом году на саммите ООН вы говорили, что у человечества осталось около десяти лет, чтобы повернуть вспять изменения климата и остановить утрату разнообразия видов в природе. Какие это несет риски?

— Это связано со здоровьем людей и здоровьем планеты. Современная диета не способствует здоровью человека: сейчас в мире уже миллиард человек страдает от избыточного веса и 500 млн — сахарным диабетом. Что касается здоровья планеты, мы видим, что современные техники ведения сельского хозяйства приводят к истощению земли. Есть риск, что уже через одно поколение земля перестанет быть плодородной и мы не сможем ее использовать. Если ничего не поменять, мы можем столкнуться с истощением земельных ресурсов и большими рисками по снабжению продовольствием населения планеты.

— Чем опасно то, что люди используют в пищу всего несколько видов растений и животных?

— В США 50% выращиваемых томатов приходится всего лишь на один вид, в то время как их существует более 1000. В Перу есть несколько тысяч видов картофеля, но 80% производства составляют только три из них, и они же идут на экспорт. Биоразнообразие важно потому, что, когда вы зависите от какого-то очень ограниченного количества видов одного растения, есть очень большой риск, что, если с этим видом что-то случится или климат изменится, может погибнуть весь урожай. Например, мы уже знаем, что тот вид пшеницы, который всегда выращивался на юге Франции, мы уже больше не можем использовать. Фермеры вынуждены искать вид, который будет подходить для выращивания в новых климатических условиях. Мы не знаем, какие виды будут лучше адаптироваться, и это заставляет нас культивировать гораздо больше растений.

— На этом же саммите ООН была создана коалиция One Planet Business for Biodiversity, в которую вошли 19 крупнейших мировых компаний-производителей продовольствия. Как это отразится на глобальной продовольственной политике?

— Когда говорят о биоразнообразии, очень часто сводят это к разнообразию видов в дикой природе, но оно должно быть и в сельском хозяйстве. Животные и растения переходят из дикой природы в поля, которые обрабатывает человек, чтобы получать пищу.

В 2010 году на Конференции ООН по вопросам изменения климата (Conference of Parties, COP) в Японии были поставлены цели по сохранению многообразия видов на десять лет вперед, но ни одна из этих целей не была выполнена. В 2020 году будут поставлены новые цели до 2030 года, и важно сделать так, чтобы теперь их достигли.

Сейчас мы хотим сконцентрироваться, во-первых, на том, чтобы обеспечить биоразнообразие в сельском хозяйстве. Во-вторых, наша задача — добиться сокращения использования химикатов (удобрений и пестицидов), чтобы дать возможность природе развиваться. Наконец, третье — разнообразить сырье, которое мы используем при производстве пищевых продуктов (семян, растений, животных и так далее).

Кроме того, мы выступаем за создание рынка квот на углероды. Мы хотим, чтобы система квотирования углеродных выбросов распространялась на сельхозпроизводителей и перерабатывающие компании, чтобы они могли получать деньги за то, что используют экологические практики, помогающие снизить углеродные выбросы. Сейчас на сельское хозяйство приходится около 30% выбросов углекислого газа — снижение этих выбросов помогает сохранять окружающую среду.

Удаленная команда: как организовать и управлять эффективно
Интенсивы 5 дней

«Потребление мяса и молочных продуктов должно уменьшиться»

— Как решение этих задач отразится на продуктах, которые получают конечные потребители? Будут ли меняться рецептуры и технологии производства продуктов? Какое сырье производители начнут использовать чаще?

— В своих продуктах мы стараемся использовать больше различных семян и растений — то, что мы называем ботаническим сегментом. Например, сейчас в России мы запускаем такие продукты под брендом «Активиа Ботаника». Это помогает нам разнообразить наши ингредиенты в уже существующих продуктах. И мы активно развиваем направление продуктов на растительной основе, которые могут стать альтернативой молочным блюдам.