Материал раздела Основной

Как получать отдачу на каждый вложенный в ИТ-проекты рубль

Антон Чехонин, гендиректор компании «Норбит» (входит в группу компаний «Ланит») — о том, как определить наиболее перспективные области для автоматизации компании, выбрать нужное решение и оценить его эффективность

Сегодня на рынке представлены сотни ИТ-решений для автоматизации бизнеса. Отличаются и компании — по размеру, организационной структуре, сложности и зрелости бизнес-процессов, уровню развития ИТ и финансовым возможностям. Поэтому понять, какие технологии могут принести им реальную пользу, а какие приведут лишь к пустой трате времени и денег, довольно сложно.

Цели внедрения любой системы автоматизации одни и те же — увеличение прибыли или снижение издержек. Однако есть множество сфер деятельности, которые можно автоматизировать: финансы, продажи, маркетинг, HR.

ИТ-решения внедряют, чтобы эффективно использовать разные виды данных о сотрудниках, партнерах, клиентах, товарах и услугах, а также автоматизировать процессы, которые могут выполняться при минимальном участии сотрудников. Как выбрать нужное решение?

Шаг № 1. Определите, какие процессы стоит автоматизировать

Хорошо отлаженные бизнес-процессы протекают незаметно, плохо отлаженные требуют постоянного внимания и «ручного управления» со стороны топ-менеджмента компании.

Проведите эксперимент: разберите папку «Отправленные» в своем почтовом ящике и посмотрите, какие аспекты операционной деятельности компании требуют вашего внимания чаще всего. Если вы постоянно утверждаете специальные цены для заказчиков, велика вероятность, что процессы продаж и ценообразования компании выстроены не оптимально.

Аналогично, если вы раз за разом утверждаете выбор поставщика для закупки продукции — проблемы есть в процессах управления закупками и логистикой. С помощью этого несложного упражнения вы сможете быстро выделить проблемные аспекты операционной деятельности компании.

Учтите, даже если процесс не требует вашего непосредственного внимания, это еще не означает, что он эффективен. Простой пример: если ваша компания доставляет товар клиенту за пять дней, а конкурент — в день покупки, как бы гладко ни работал ваш бизнес-процесс, он не является эффективным.