За МКАД больше пространства для роста и еще 6 фактов о бизнесе в России
Рейтинг «Атланты1000» для бизнес-сообщества «Атланты» составило агентство SmartRankings. В выборку попали данные более 2 тыс. компаний с годовым оборотом от 60 млн до 5 млрд руб. в период с 2016 по 2018 год. В итоговый рейтинг вошла топ-1000.
Полный рейтинг 1000 компаний доступен по ссылке.
Вот семь наиболее примечательных фактов о лидерах роста в сегменте малого и среднего бизнеса (сформулированы SmartRankings).
1. Основным направлением деятельности быстрорастущих компаний обычно является оптовая торговля
Впрочем, это направление доминирует и в отраслевой структуре малого и среднего бизнеса. По данным Росстата за 2018 год, на оптовую и розничную торговлю, а также ремонт автотранспортных средств и мотоциклов суммарно приходится 33,4% всех малых предприятий.
Среди «Атлантов1000» оптовой торговлей занимаются 375 компаний, еще 14 осуществляют агентскую деятельность по оптовой торговле. То есть суммарно на данный сегмент приходится 38,9% растущих компаний, среди которых торговцы оборудованием, топливом, запчастями, металлами и пр. Каждая шестая из этих компаний занимается неспециализированной торговлей, то есть имеет очень разнообразный ассортимент, подстраиваясь под запросы клиентов.
«Оптовая торговля, как правило, является приложением к рознице или общепиту, — считает предприниматель Дмитрий Потапенко. — А лидерство этого направления — норма, в этом секторе работают больше людей, чем в нефтегазовом».
«В России очень большую долю ВВП занимает производство рентного продукта, прежде всего углеводородов и энергии; производство товаров потребительского сектора развито плохо, поэтому малые компании вытесняются в сферу перераспределения (торговли) и сервиса, — говорит Андрей Мовчан, экономист, основатель Movchan's Group. — При этом в России, стране с большими расстояниями, слабо развита логистика, поэтому торговые цепочки сложнее, требуют большего количества участников. В отличие от розничной торговли, где экономика масштаба очень важна, в оптовой торговле продуктовая специализация и географическая дифференциация позволяют компаниям меньшего размера быть успешными».
2. Растут логистика и сельское хозяйство
Хорошие показатели роста у компаний, занимающихся логистикой и перевозками (включая ж/д и водный транспорт), — суммарно на этот сегмент приходится 6,9% участников «Атланты1000».
Представителей сельского хозяйства в рейтинге мало (около 1%). Тем не менее эффект от роста их бизнеса ощущается — в первой сотне расположились три зерновых трейдера, два производителя теплиц, а также производители молока, удобрений и масличных. Это означает, что в самой сфере формируется благоприятная среда для роста бизнеса, но скорее для крупных агрохолдингов, а не для малых и средних компаний.
«В сельском хозяйстве в России из-за, в первую очередь, недостатка инвестиций, отсутствия логистики и горизонтальной дифференциации идет процесс укрупнения бизнеса, приводящий уже сейчас к ощутимому проигрышу в эффективности по сравнению с конкурентами в более развитых регионах», — отмечает Андрей Мовчан.
3. Технологичные компании становятся частью крупного бизнеса быстрее, чем успевают вырасти
К технологичным компаниям в рейтинге отнесены те, кто занимаются разработкой софта, проводными и беспроводными технологиями, деятельностью, связанной с IT и базами данных. Суммарно на них приходится всего 2,2% от общего числа участников, однако их доля в отраслевой структуре малого бизнеса, по данным Росстата, более чем в четыре раза меньше — 0,5%.
«Это все-таки не самостоятельный сектор, а вспомогательный, — комментирует Алексей Рябинин, член Генсовета «Деловой России», генеральный директор Института экономических и социальных исследований. — IT-компании успешны благодаря тому, что они действуют на стыке различных отраслей и занимаются вопросами рационализации потребления и бизнес-логистики. Поэтому их результаты в России сильно зависят от общего положения в экономике».