Материал раздела Основной
Понятие краудфандинга возникло относительно недавно, в середине 2000-х годов, а само явление получило распространение в последнем десятилетии. Ключевое преимущество краудфандинга состоит в том, что платформа дает возможность бизнесу находить ресурсы для реализации проектов при небольших вложениях (а следовательно, и рисках) со стороны инвесторов. При этом в роли инвестора может выступать любой человек.
Краудфандинг пользуется спросом, как правило, среди представителей малого и иногда среднего бизнеса, к нему нередко прибегают и различные стартапы. Деньги собирают онлайн, с использованием специальных ИТ-платформ (сайтов).
Флагманом законодательства в области краудфандинга стали США. В 2012 году Барак Обама подписал закон Jobs Act, который был направлен на стимулирование инновационной экономики страны и поддержку инвестиций в стартапы.
Доля инвестиций, которые привлекают с помощью краудфандинга, все еще относительно невелика. Однако на протяжении последних лет по всему миру наблюдается быстрый и неуклонный рост «пожертвований» в бизнес. Россия в этом смысле не является исключением, но ввиду того, что специальное правовое регулирование долгое время отсутствовало, краудфандинг находился в серой зоне. На эту деятельность распространялись некоторые нормы Гражданского кодекса и отдельные нормы ряда специальных законов, но этого было явно недостаточно. Все это ограничивало возможности развития краудфандинга в России.