Материал раздела Основной
Юлиана Гордон

Сеансы Кашпировского: как хайп подпортил онлайн-курсы

Бизнес-образование онлайн — в тренде. Люди хотят получить рецепты, как быстро разбогатеть. Эти рецепты готовы дать инфобизнесмены и YouTube-блогеры за 150 тыс. — 1 млн руб. Их курсы часто похожи на сеансы Кашпировского. Это подрывает доверие к рынку

Исследовательская компания NeoAnalytics оценила объем рынка онлайн-образования в России по итогам 2018 года в 28,9 млрд руб. По подсчетам АТОЛ, доля рынка бизнес-курсов в общей структуре затрат на онлайн-обучение в России составила 38%. Таким образом, россияне потратили на них более 11 млрд руб.

По оценкам экспертов, в России сейчас работают более 2 тыс. онлайн-школ самых разных направлений. «Яндекс.Касса» и «Нетология» считают, что рынок онлайн-образования России ежегодно растет на 60%.

Напрашивается единственный вывод: мы снова имеем хайп-сегмент. Помните, 10–15 лет назад в Рунете, как грибы после дождя, быстро открывались и столь же быстро закрывались интернет-магазины? Некоторые из них так и не отдавали клиентам ни деньги, ни заказанные товары. В ту же ситуацию сегодня попадают студенты ряда онлайн-курсов по бизнесу: у них есть все риски потратить время и деньги, но не получить желаемого результата. Как и любой другой рынок «на хайпе», рынок дистанционного бизнес-образования в России скорее сер, чем бел. Давайте разберемся, каким базовым требованиям должен удовлетворять онлайн-курс по бизнесу.

Требование № 1. Курс должны читать представители бизнеса

Бизнес-образование должно быть основано исключительно на практике бизнеса, на живых кейсах и реальных примерах преподавателей и спикеров, а не на псевдорегалиях, no-name-проектах, теоретических домыслах и «талмудографии». Преподавать должны те, кто на протяжении многих лет занимается бизнесом и может подтвердить опыт работы.

Удивляет то, что образованные и опытные люди отдают немалые деньги за обучение инфобизнесменам и YouTube-блогерам, в портфолио у которых значится «долларовый миллионер, владелец острова на Мальдивах, сооснователь многих компаний». У такого человека много подписчиков в Instagram (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ), но его курсы часто напоминают сеансы Кашпировского.